shakhty-school11.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
      
Созданные в ОО специальные условия  для получения образовательных услуг. 
В рамках программы «Реализация мероприятий по созданию  универсальной безбарьерной среды»  в МБОУ г.Шахты «Лицей №11» создана универсальная «безбарьерная среда», позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. а так же созданы специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Это позволяет обеспечивать успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Лицей укомплектован  кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой лицея, способными к инновационной профессиональнойдеятельности.
Образовательная деятельность в лицее осуществляется в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования».[5] Основные образовательные программы (далее - ООП) по уровням образования в полном объеме обеспечены учебной литературой, рабочими программами по всем дисциплинам учебного плана, учебно-методическим комплексом для педагогов и обучающихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом.
В лицее осуществляется адаптация образовательных программ к способам усвоения их содержания детьми с ОВЗ при помощи различных форм и методов педагогического взаимодействия. 
В структуре основных образовательных программ имеется раздел «Программа коррекционной работы», направленный на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программ общего образования.
В рамках программы «Реализация мероприятий по созданию  универсальной безбарьерной среды в МБОУ г.Шахты «Лицей №11» выполнены работы по созданию специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями.
Специальное оборудование
№п/п
Перечень закупленного оборудования для создания безбарьерной среды для инклюзивного образования детей- инвалидов
1.
Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей, в том числе:
Специализированный программно-технический комплекс для слабовидящих детей включает в себя: Системный блок: (процессор 3,0 ГГц, ОЗУ 4ГБ, жёсткий диск 500ГБ, CD/DVD муль-ти привод, 2.БП 450Вт, LCD монитор 19” , ОС MS Windows, Программное об3.еспечение - виртуальная экранная клавиатура); Наушники «Hama» с микрофоном -2шт (Оголовье, мониторы, проводные, регулятор громкости на проводе, тип – закрытые, импеданс: 32 Ом, диапазон воспроизводимых частот: от 20 Гц до 20 кГц, подключение: 3.5 мм, длина кабеля 2 м); Клавиатура «Ланель» с разделяющей клавиши накладкой (Накладка - металлическая пластина с отверстиями напротив клавиш клавиатуры.Отверстия позволяют зафиксировать пальцы в нужном положении и после этого нажимать на кнопку, позволяет избегать одновременного нажатия нескольких кнопок); Программное обеспечение экранного доступа Guide (Программное обеспечение осуществляет речевое сопровождение во время работы, действия на компьютере осуществляются как стандартными способами - клавиатурой/мышкой, так и голосовой командой).    
2.
Аппаратно-программный комплекс для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе:
Специализированный программно-технический комплекс для детей с ОВЗ включает в себя: Системный блок (процессор 3,0 ГГц, ОЗУ 4ГБ, жёсткий диск 500ГБ, CD/DVD мульти привод, БП 450Вт, LCD монитор 19” , ОС MS Windows, Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура); Наушники «Hama» с микрофоном (Оголовье, мониторы, проводные, регулятор громкости на проводе, тип – закрытые, импеданс: 32 Ом, диапазон воспроизводимых частот: от 20 Гц до 20 кГц, подключение: 3.5 мм, длина кабеля 2 м);Клавиатура «Ланель» с разделяющей клавиши накладкой (Накладка - металлическая пластина с отверстиями напротив клавиш клавиатуры. Отверстия позволяют зафиксировать пальцы в нужном положении и после этого нажимать на кнопку, позволяет избегать одновременного нажатия нескольких кнопок. Клавиатура выдерживает достаточно большие усилия при нажатии, при этом не допускает ложных нажатий на кнопки); Выносная компьютерная  кнопка средняя (Кнопка для управления компьютером. Уровень чувствительности кнопки при нажатии регулируется поворотом кнопки); Компьютерный джойстик BJoy (Джойстик позволяет точное перемещение курсора во всех направлениях, есть возможность настройки под пользователя); Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых (Кнопка - диаметр 6,3 см. Кнопка активации - обозначается щелчком мыши. Материал  изготовления кнопки - пластик. Количество – 4 шт.  Интерфейс подключения – проводной)
3.
Сенсорная комнатав комплекте:  1.Пуфик кресло с гранулами. Представляет собой сидение в виде мешка, изготовленного из синтетического материала «Эко-кожа», наполненное пенополистирольными шариками, которое принимает форму тела. Размер, см.: 120х90.2 шт.2.Сухой бассейн в комплекте с шариками (1000шт.). Форма – квадратная. Размер, см: 150х150х50. Каркас состоит из мягких стенок-матов. Материал: ПВХ, наполнение: поролон.1 шт. 3.Панно настенное "Звездное небо". Настенный ковер с вплетенными фибероптическими волокнами. Звезды различной яркости. Размер,м.: 1,5х1; 75 светящихся точек. 1 шт. 4.Пучок фиброоптических волокон с боковым сечением "Звезд-ный дождь" в комплекте с источником света .100 волокон по 2 метра. Водопад волокон, изменяющий свой цвет вдоль волокна. Малогабаритный 4000K- источник света для оптоволоконных нитей. Эффект мерцания. Габариты 150 мм, диаметр 35мм. Мощность 3 W. Разъем φ14mm ~ 250pcs х0.75mm.1 шт. 5.Детское складное кресло-"Трансформер". 74х60х53 см., в разобранном виде - 119х60х81 см, материал: винилискожа. 1шт. 6.Сенсорная тропа для ног. Представляет собой дорожку, на которую с помощью липучек крепятся мешочки из прочной синтетической ткани (5шт.) с разными наполнителями и два коврика (материал – синтетика, размер 30х20см). Все элементы съёмные, размер (см) 250х35.1 шт.7.Световой стол для рисования песком. Представляет собой деревянный короб с подсветкой  светодиодными матрицами. Размер, см.: 65х75х63. В короб насыпается песок и распределяется равномерным слоем по прозрачному безопасному стеклу. В комплекте очищенный кварцевый песок 12 кг. 1 шт. 8.Музыкальный центр LG CM1530 BT. Мощность 2x5 Вт, воспроизведение CD, CD-R, CD-RW  радиоприемник FM, поддержка форматов MP3, воспроизведение с USB, подключение: Bluetooth, линейный аудиовход.1 шт. 9.Тренажер функциональной активности мозга ТММ  (мираж).В комплект входят: очки, наушники и соединительный шнур. 14 светодиодов и 42 канала управления позволяют более эффективно изменять психо-физиологическое состояние чело-века. 1 шт. 10.Настенный модуль   (сравнение цветов) цветные круги. Размер, см.: 70х70х7. Материал: фанера. Работа с модулем способствует развитию сенсомоторики, координации движений глаз-рука, стереогностического восприятия, подготавливает ребенка к восприятию формы и проекции формы (с помощью зеркала). В состав входят объёмные геометрические фигуры: цилиндр, куб, треугольная и прямоугольная призма.1 шт. 11. Напольный ковер «Звездное небо» в комплекте со светогенератором.Размер, м.; 1,5х1. Напольный ковер с вплетенными фибероптическимиволокнами. Звезды различной яркости. 75 светящихся точек. Светогенератор для подсветки эффекта  "Звездное небо" на базе четырех светодиодов (2 белых и 2 синих).1 шт. 12. Комплект «Сенсорный уголок». Предназначен для оформления углов сенсорной комнаты. Состав: воздушно-пузырьковая колонна 1,5 м, подсветка светодиодная разноцветная снизу, мягкое основание, 2 безопасных зеркала.1 шт. 13. Игровое тактильное панно «Ежик». Размер 80х80см, вес 1,2 кг, объем - 0,05 м3. Материал изготовления – ковролин, крепление деталей – липучка.1 шт. 14. Световая каскадирующая труба «Веселый фонтан». Представляет собой каскад светооптических волокон в виде фонтана с боковой подсветкой. Эффекты: при последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды и брызги фонтана. Количество цветов - 4, количество режимов работы – 4, мощность 16Вт. В комплект поставки входит пучок фибероптических волокон с боковым свечением, прозрачная труба высотой 1м., подставка, представляющая собой мягкую тумбу, размер: 104х57х57 см. Пульт дистанционного управления. 1 шт. 15. Настенное небьющееся зеркало «Таинственный свет»-i. Небьющееся зеркало с подсветкой фибероптическими волокнами бокового свечения. Эффект мерцания свисающих нитей различными цветами на фоне зеркала. Размер: 100х50х10 см. Фибероптический источник света в комплекте. Малогабаритный 4000K- источник света для оптоволоконных нитей. Эффект мерцания. Габариты 150 мм, диаметр 35мм. Мощность 3 W. Разъем φ14mm ~ 250pcs х0.75mm. 1 шт. 16.Установка для ароматерапии «Эфа». Установка для ароматерапии предназначена для проведения сеансов ароматерапии, представляет собой компактный генератор ультразвукового распыления эфирных масел (размер аэрозолей 0,2 мкр). (Набор масел для ароматерапии, в комплекте 10 шт.).1 шт. 17.Детское зеркальное панно «Кривое зеркало». Волнообразно изогнутое зеркало, вставленное в раму. Материал исполнения - небьющийся безопасный зеркальный пластик. Размеры, см.: 108х53х7. 1 шт.
 
Кабинеты специалистов
«Психологический кабинет» - учебное помещение лицея, в котором педагог-психолог организует индивидуальные и групповые занятия. Кабинет имеетоборудование для развития мелкой моторики, тактильного, зрительного и слухового восприятия, мышления и речи;дидактический материал для развития социально-эмоционального развития; оборудование для дидактических игр; материалы для изобразительного творчества и т.п.;
«Сенсорная комната» - комната, оснащенная специальным оборудованием для создания среды положительной мульти-сенсорной стимуляции в атмосфере полной безопасности, которая отсекает любые негативные и нейтральные воздействия внешнего мира;способствует снятию агрессивного состояния, избавлению от негативных эмоций. Потолок и стены комнаты окрашены всветлые, мягкие тона. Мебель  представлена мягкими модулями, пуфами. В составе оборудования сенсорной комнаты: сухой бассейн с шариками, прыгательные мячи, сенсорные и тактильные дорожки, тактильные панели, панно фибероптическое «Зеркало»     и др. Комната релаксации помогает снимать мышечное и психо-эмоциональное напряжение, активизировать  функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорнойсреды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительныйэмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервноевозбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. В ней создаётся комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая психофизическое здоровье детей.
Учебные кабинетыоборудованы ростовой мебелью, оснащены современным оборудованием.
Описание  научно-методического обеспечения  инклюзивной образовательной деятельности
В лицее разработана и реализуется модель  образования детей, имеющих разные образовательные потребности, основанная на  принципах интеграции,  обеспечивающая равенство в доступности качественного образования  в условиях ФГОС.
Образовательная деятельность в лицее осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования. Основные образовательные программы (далее - ООП) по уровням образования в полном объеме обеспечены учебной литературой, рабочими программами по всем дисциплинам учебного плана, учебно-методическим комплексом для педагогов и обучающихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом.
В лицее осуществляется адаптация образовательных программ к способам усвоения их содержания детьми с ОВЗ при помощи различных форм и методов педагогического взаимодействия. 
В структуре основных образовательных программ имеется раздел «Программа коррекционной работы», направленный на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программ общего образования.
При проектировании данного раздела ООП   учтены  все рекомендации по разработке  «Программы коррекционной работы».
В программе определены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которые обеспечивают интеграцию особого ребенка в социум, с учетом его психофизических и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Промежуточными целями данной программы выступают также медико-социальная реабилитация детей с ОВЗ и укрепление их здоровья, формирование у них навыков и умений бытового самообслуживания, формирование у таких детей положительной самооценки.
В программе описана стратегия психолого-педагогического сопровождения и обучения особых детей посредством решения следующих задач:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей  со статусом «ребенок-инвалид»;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация   организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования успешно адаптирована в  образовательном учреждении, в ней учтены все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.  
Для осуществления инклюзивного образовательного процесса учтено применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы,   адаптация  имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Образовательное учреждение, учителя, специалисты сопровождения имеют доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения   имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Особое внимание уделяется созданию информационно-образовательной среды (далее – ИОС) лицея, которая включает:
- совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски);
- культурные и организационные формы информационного взаимодействия участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ;
- наличие служб поддержки применения ИКТ.
Создаваемая в лицее информационно-образовательная среда предполагает открытую циркуляцию необходимой для всех участников образовательного процесса информации,   доступ к  сети Интернет.
В 2019-2020 учебном году в МБОУ г.Шахты «Лицей №11» открыт класс  для  обучающихся  с организацией обучения по  «Адаптированным основным общеобразовательным программам  начального общего образования для детей с ЗПР».В программе определены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которые обеспечивают интеграцию особого ребенка в социум, с учетом его психофизических и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Промежуточными целями данной программы выступают также медико-социальная реабилитация детей с ОВЗ и укрепление их здоровья, формирование у них навыков и умений бытового самообслуживания, формирование у таких детей положительной самооценки.
В программе описана стратегия психолого-педагогического сопровождения и обучения особых детей с ЗПР посредством решения следующих задач:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей  со статусом «ребенок-инвалид»;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация   организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой специалистов;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
«Основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования» успешно адаптирована в  образовательном учреждении, в ней учтены все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.  
Для осуществления инклюзивного образовательного процесса учтено применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы,   адаптация  имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Образовательное учреждение, учителя, специалисты сопровождения имеют доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.
Библиотека образовательного учреждения   имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Особое внимание уделяется созданию информационно-образовательной среды (далее – ИОС) лицея, которая включает:
- совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски);
- культурные и организационные формы информационного взаимодействия участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ;
- наличие служб поддержки применения ИКТ.
Создаваемая в лицее информационно-образовательная среда предполагает открытую циркуляцию необходимой для всех участников образовательного процесса информации,   доступ к  сети Интернет.
В лицее организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, ИМЦО,  органов социальной защиты,  детских общественных организаций.  Взаимодействие лицея с социумом находится на достаточно высоком уровне.
Лицей успешно осуществляет  активное социальное партнёрство с различными организациями и общественностью,  разрабатывает для детей с  адекватный при их особенностях развития образовательный маршрут, что способствует  максимально обеспечить развитие, обучение, воспитание  и социализацию   детей с ОВЗ.
 
Информационно-методические материалы для родителей и специалистов:
 
Сайт минобразования Ростовской области с нормативно-методической документацией
Нормативная документация муниципального уровня;
Информация для специалистов
Рекомендации для родителей
 
В помощь родителям детей с ОВЗ  и детей-инвалидов
В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
        Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.
Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.
Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны.
Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.
Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера!
Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка. Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.
Правило 2. Чаще хвалите ребенка. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.
Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?
Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
Правило 5. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.
 
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
 
На первоначальных стадиях развития слепого ребенка, особенно в первые два-три месяца, специфика в его обучении и воспитании практически отсутствует.
Задача родителей - развивать у слепого ребенка навыки движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на звук, слово, стремление к звучащей игрушке, т. е. делать все то, чему обучают и зрячего. Незрячий ребенок так же, как и зрячий, легко осваивает эти навыки.
Воспитывая слепого ребенка, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение—необходимое условие успешного воспитания.
Воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку для активной жизни и деятельности у него необходимо сформировать компенсаторные процессы, позволяющие развивать психические качества ребенка, дающие ему возможность адекватно реагировать на жизненные проблемы и ситуации.
Необходимо научиться помогать ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде им важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений — между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.
Необходимо, чтобы окружающие и ребенок поняли оптимистическое отношение родителей к развитию своего ребенка.
Начиная с полутора-двух лет слепому ребенку уже недостаточно общества родителей. Для того чтобы он вырос полноценным человеком, приспособленным к жизни, он должен общаться с другими детьми. Хорошо, если среди играющих возле ребенка детей окажется более старший ребенок, который “возьмет шефство” над малышом. Если в семье есть другие дети, то функцию старшего товарища смогут выполнять они. Необходимо сделать все возможное, чтобы старшие дети не видели переживаний родителей по поводу рождения слепого ребенка.
С рождением незрячего ребенка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви.
Отношение окружающих к малышу будет зависеть от отношения к нему самих родителей.
В воспитании детей общество оказывает родителям огромную помощь: предоставляет бесплатное медицинское обслуживание, консультирует во всех организациях социальной и педагогической помощи.
Индивидуальный подход к детям, учитывающий влияние слепоты на развитие восприятия, памяти, мышления при овладении знаниями об окружающем мире- необходимое условие компенсации слепоты. И в первую очередь это задача родителей. Они следят за каждым шагом в развитии ребенка и могут оказать ему помощь в создании активной личностной жизненной позиции, в преодолении трудностей поведения в обществе, возникающих у него в связи со слепотой.
Соблюдение меры и доли участия родителей в деятельности слепых детей, своевременное предоставление самостоятельности и побуждение к ней, создание направленности на будущее, включение предметной, игровой и учебной деятельности детей в сферу их интересов, определение их роли и места в круге жизненных ситуаций - важные условия формирования системы компенсации слепоты уже в раннем возрасте.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В зависимости от состояния слуха и речи дети делятся на слабослышащих и глухих.
К слабослышащим относятся дети, которые самостоятельно накапливают минимальный словарь без специального обучения. Иногда у слабослышащего ребенка речь не развивается до двух-трех лет, но реакция его на речь разговорной громкости (если он оглядывается на зов или на звучащие игрушки на расстоянии до 3 метров) дает основание полагать, что у ребенка есть остатки слуха, характерные для слабослышащего.
Если у вашего ребенка есть показатели небольших остатков слуха, не торопитесь определять его в детский сад для глухих. Не представляет сомнения, что слабослышащему вредно быть в коллективе глухих, и методы обучения, которые применяются при формировании речи глухих детей, не подходят для обучения слабослышащего, но так же не полезно для развития глухого, не владеющего речью, обучаться вместе со слабослышащими. Это вредно не только для формирования речи, но и для воспитания характера. Разные возможности развития, не зависящие от старания ребенка, создают неблагоприятное положение его в коллективе детей, лучше говорящих и быстрее усваивающих речь. У ребенка портится характер, он теряет уверенность в своих силах, что важно не только для усвоения речи, но и для его будущего.
Бывает и так, что к семи годам, когда ребенок в результате специального обучения заговорит и у него разовьется слуховое восприятие, он научится более рационально пользоваться имеющимися у него остатками слуха, и тогда с помощью слухового аппарата он сможет обучаться в школе слабослышащих.
Что должны знать мать, отец, приступая к воспитанию своего ребенка?
Воспитании личности, нравственного облика вашего ребенка происходит на примере вашего поведения и всех, кто его окружает. В детстве именно в семье закладываются основы того, что называется нормами морального поведения.
Так положительные поступки ребенка сначала возникают по указанию, побуждению взрослых, по их просьбе, требованию. Постепенно дети начинают подражать доступным их пониманию хорошим поступкам; лишь затем они начинают так же поступать самостоятельно. В этом их надо упражнять.
Переделывать, переучивать, изживать недостатки, допущенные в воспитании, труднее,
чем предупредить их с самого начала.
Не ставьте перед собой сразу большое количество воспитательных задач. Начните с малого. Учите ребенка выдержке. У ребенка это будет выражаться в умении терпеливо преодолевать небольшие трудности, которые встретятся в играх, в элементарном самообслуживании, в обучении; учите ребенка доводить до конца начатое дело; воспитывайте умение отказаться от того, что хочется, но в данный момент (или вообще) нельзя. Слова можнонельзянадо должны быть в числе первых усвоенных ребенком понятий, формироваться у него с началом его сознательного восприятия. Учите его быть вежливым, не мешать разговору старших, не перебивать; воспитывайте у него привычку делиться с другими (бескорыстно) игрушками, сладостями; не обижать окружающих; прийти на помощь.
Покажите ребенку на примере, что за правдивое слово его извинят даже за проступок, а самая маленькая ложь с раннего детства должна для него быть чревата неприятными последствиями.
Не принуждайте его, а постепенно приучайте к труду, замечайте результаты его работы. Поощряйте его. Воспитывайте у него caмoгo радость и удовлетворение от выполненного дела.
Не надо перегружать ребенка: чрезмерная нагрузка или слишком большая трудность могут привести к нежелательному результату. Но и слишком легкие задания не воспитывают трудолюбия, не служат развитию ребенка. Задания, которые вы поручаете ему, должны быть очень конкретны и ясны. Непонятные, невыполнимые задания приводят к отказу, способствуют развитию лени, безответственности.
Не будьте снисходительны к отрицательным поступкам ребенка, к невыполнению им своих обязанностей, к нарушению норм поведения. Привыкнув к всепрощению и безнаказанности в раннем детстве, дети требуют такого же отношения окружающих и в более старшем возрасте.
Приучайте ребенка выполнять ваши требования. У него не должна даже возникнуть мысль о возможности нарушить их. Требования ваши должны быть разумными. Иногда можно предоставить ребенку свободу действия, выбора.
Не захваливайте, но поощряйте хорошее поведение, а главное, старание.
Душевная теплота и ласка – необходимое условие хорошего настроения и успешной работы с любым ребенком. Ласковое, приветливое выражение лица особенно важно в общении с глухим, потому что, не воспринимая интонацию в речи, эти дети особенно чувствительны к мимике лица, к малейшему резкому движению, которое невольно может проявиться по отношению к непонимающему, а тем более заупрямившемуся глухому ребенку.
Так же как необходима похвала, поощрение, необходимо ребенка наказывать. Но будьте осмотрительны. Как часто, даже наказав ребенка, родители тут же жалеют его, а бывает хуже: один из родителей наказал, другой утешил.
Будьте строги, но не смешивайте строгость с деспотичностью, злостью. Необходимо так наказывать, чтобы ребенок мог исправить допущенное нарушение.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную ус­тановку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслу­жил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отре­зок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон­центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно долж­но соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Рекомендации родителям, имеющим детей с нарушением зрения
1. Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.
2. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.
3. В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.
4. Учителю следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.
5. Учителю следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже. В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
6. На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны - прибор прямого чтения.
7. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.
8. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.
9. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы
Рекомендации родителям, имеющим детей с нарушением слуха
Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
Относитесь к ребенку с любовью и теплотой.
Учитывайте возможность компенсировать потерю слуха у ребенка протезированием современными слуховыми аппаратами.
Наберитесь терпения, чтобы приучить ребенка к аппарату. Главное — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением с взрослым.
Помните, что правильно настроенный слуховой аппарат позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения с людьми (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
Обучайте ребенка с нарушением слуха чтению по губам, уделяйте много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова.
Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
Приобретите домой необходимые резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечную балалайку, гитару, гармошку. Необходимо знакомить ребенка со всем окружающим, издающим звук.
Не появляйтесь внезапно перед слабослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях семьи
1.      Усаживайте ребенка на занятиях и в повседневной жизни в соответствии с тяжестью заболевания с учетом рекомендаций врачей-специалистов, инструктора  ЛФК.
2.      Следите за осанкой во время занятия, длительность которого должно быть не более 20 минут.
3.      Необходимо чередование положения ребенка за столом. Рекомендуется подбор щадящих положений (на животе, спине, сидя по-турецки).
4.      Особое внимание уделяйте развитию двигательных навыков, которые больше всего необходимы в жизни, и прежде всего – обеспечивающие ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность и самообслуживание.
5.      При затруднительном движении рук, выраженных нарушениях мелкой моторики кисти и пальцев, отрабатываются вначале отдельные действия: захватывание и удержание, перекладывание предметов из руки в руку и др., которые необходимы для конкретно отрабатываемого на данном этапе бытового действия. Обучение в этом случае осуществляется пассивно-активным методом, это взрослый как бы сам проделывает действия рукой ребенка: вкладывает предмет в руку ребенка, способствует его удержанию, направляет движение руки, развивая тем самым ощущение от движения, мышечный контроль.
6.      Подход к формированию навыков личной гигиены, самообслуживания должен быть максимально индивидуализирован в зависимости от двигательных возможностей Вашего ребенка. Обучение тому или иному навыку осуществлять на основе освоенного ребенком двигательного умения, полученного в результате лечения по восстановлению нарушенного движения, вовлекая в практическую деятельность, постепенно развивать до автоматизированного навыка.
7.      Если Ваш ребенок не говорит, то Вы должны знать жесты или другие знаки ребенка. Если нет системы знаков, то Вы должны разработать ее для ребенка.
Основными методами по развитию речи ребенка являются действия с натуральными предметами и их изображениями, наблюдения на прогулках и экскурсиях, просмотр кинофильмов и диафильмов, беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, составление тематических альбомов, лото и т.д. Используйте фольклорный материал, богатый своей ритмичностью и музыкальностью, повторами (потешки, припевы, пословицы, хороводные песенки).
Ребенка нужно учить не реагировать на критические замечания по поводу его речи со стороны окружающих, особенно незнакомых людей. Вам следует показать, как можно вести себя в подобных ситуациях не реагировать на замечания и советовать ребенку продолжать спокойно заниматься своим делом.
При повышенном слюнотечении постоянно контролируйте положение рта ребенка и напоминайте ему о необходимости держать рот закрытым вне еды и разговора. Обучайте жеванию и глотанию во время еды с закрытым ртом.
8.      Прежде чем учить ребенка рисовать, лепить уточните у врача особенности двигательной функции рук. Например, аппликация доступна ребенку, имеющему низкий уровень графических (рисование) возможностей вследствие поражения рук, поэтому использование трафарета будет способствовать развитию правильного движения, и это позволит расширить графические возможности ребенка с пораженными руками.
При отработке движений одной руки важно следить за тем, чтобы не появлялось оральных синкинезий (содружественных движений в лицевой мускулатуре) и содружественных движений в другой руке, чтобы все движения осуществлялись под контролем зрения.
Если ребенок не может удержать кисть и карандаш, то рисунок он выполняет пальцем, обмакивая его в краску. Очень полезно для рук занятия лепкой.
Бережно относитесь к детским работам, сохраняйте их, чтобы Ваш ребенок мог видеть положительные результаты своего обучения и лечения.
Для снижения гиперкинезов (насильственные, непроизвольные, т.е. независимые от ребенка движения) необходимо воспользоваться такими приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях требуется на руку ребенка надеть браслеты — утяжелители).
9.      Учитывайте быструю утомляемость ребенка, поэтому обучайте его на доступном материале, чтобы он мог увидеть результат своей деятельности. В ходе занятий, игр, различных упражнений необходимо применять различные формы поощрения ребенка.
Постепенно развивайте у ребенка правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от Вашей реакции и поведения ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Отношение родителей и членов семьи к ребенку должно быть позитивным, доброжелательным, но не жалостливым.
Рекомендации специалистам
Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Наше воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно способствовать достижению двух целей:
1.Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всег­да должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша за­дача - создать базис, на основе которого ребенок смо­жет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира.
2.Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и доби­ваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.
Первая глобальная задача специалистов состоит в раз­работке оптимального индивидуального плана обучения ребенка; следует обсудить все варианты с родителями и вместе с ними решить, какая именно форма образо­вания наилучшим образом соответствует потребностям ребенка на каждой стадии его школьной жизни. Несом­ненно, во внимание принимаются и местные условия, и расстояние до школы, и необходимость пользовать­ся транспортом, и оборудованные пандусами крыльцо и лестницы в школе и т.д. Еще одна крайне важная деталь - особенности самого ребенка. Темперамент и интеллектуальные способности значат не меньше, чем физические нарушения. Например, у двоих детей с це­ребральным параличом средней тяжести могут быть совершенно разные потребности. Один из них - от­крытый, легко сходится с другими детьми, любые со­ревнования с товарищами его только вдохновляют. Он вполне может посещать обычную школу и нуждается лишь в психолого-педагогической поддержке. Другой, обладая теми же физическими нарушениями, плохо переносит шум, возбужденную и суетливую обстановку. Ему лучше учиться в маленьком коллективе, где царит покой и где его будут постоянно поощрять к действиям.
Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особен­ности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше усваивать программу.
Педагогам на заметку
В группе ребенок с нарушением слуха должен находиться поближе к педагогу, чтобы иметь возможность не только лучше слышать, но и видеть его артикуляцию («читать с лица», «с губ»).
Разговаривая с ним, воспитатель должен стоять так, чтобы лицо было видно ребенку.
Прежде чем начать говорить что-либо, необходимо привлечь к своему лицу зрительное внимание, дождаться или добиться, чтобы тугоухий ребёнок на Вас посмотрел. 
Говорить с ребёнком нужно громко (но не крикливо).
Говорить надо медленно, четко артикулируя звуки.
Педагог должен повторять сказанное до тех пор, пока ребенок не поймет его.
Всегда сами смотрите в лицо ребенку с нарушенным слухом при разговоре с ним, не только во время Вашего высказывания, но и когда слушаете его. Сразу повторяйте вслух его слова, как эхо, особенно если он задает вопрос.
Стройте фразу так, чтобы в ней был естественный порядок слов, чтобы начиналась фраза с заведомо воспринимаемых ("видимых") слов, ответ на вопрос ребенка начинайте или с двух-трех слов, содержащихся в вопросе, или с повторения вслух вопроса.
Во время говорения старайтесь не прикрывать рот, не кивать головой, не размахивать руками (не жестикулировать).
Необходимо требовать от ребёнка громкой и отчётливой речи.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБОВИДЯЩИМ ШКОЛЬНИКОМ
 Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.
В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.
В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.
Учителю следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.
Учителю следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже. В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны - прибор прямого чтения.
Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.
Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.
Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.
Особенности работы с родителями детей- инвалидов
Главное для детей с ограниченными возможностями — максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям, педагогам и другим специалистам необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе. Каждый человек должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки, обучаясь в школе или дома. Это относится ко всем детям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями. Цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку самоутвердиться и социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности, ограниченные структурой дефекта. Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход к личности ребенка. Сущность личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности ребенка: психические, физические, интеллектуальные, т. е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедеятельность в будущем. Эта функция по воспитанию ребенка ложится прежде всего на семью, родителей, которые подчас не в состоянии обеспечить достойное воспитание и нуждаются в дополнительной помощи. В специальных (коррекционных) школах в этом отношении проводится много различных мероприятий для учащихся, включающих в себя подготовительную, коррекционную и социально-адаптационную работу. Школа выполняет здесь кооперативную роль. Она может давать родителям необходимые знания и рекомендации и оказать действенную помощь детям. Поэтому тесная совместная работа между родителями и школой является одной из важных сторон педагогической деятельности. Формы ее различны — это посещение учащихся на дому, регулярные беседы с родителями, консультации, советы, помощь родителей школе и другие встречные шаги. Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Нарушения зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Но независимо от характера патологии для правильно организованного воспитания ребенка родители должны иметь отчетливое представление о причинах отклонения от нормального развития и о возможных последствиях. Отношение родителей к диагнозу умственная отсталость у их ребенка далеко не однозначное. Сходные реакции родителей наблюдаются и при других диагнозах, констатирующих нарушение в развитии, но реакции имеют различные проявления. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без отсутствия которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить «ярлыком» будущее сыну или дочери. Эта проблема имеет социальные и исторические корни и связана с отношением общества к инвалидам. Известны ситуации, когда у родителей формируются так называемые рентные установки, тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но требуют повышения социального статуса ребенка и семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Перечисленные реакции носят не конструктивный характер и могут быть лишь препятствием на пути адаптации самого ребенка и его родителей. Наиболее правильной представляется совместная со специалистами работа по поиску рациональных путей социальной адаптации детей, забота об их будущем, воспитании, образовании, трудоустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям молодого человека .
Не всегда условия в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Воспитание здорового полноценного ребенка — достаточно сложный процесс, воспитание ребенка с проблемами в развитии — во сто крат труднее и ответственнее. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного подхода родителей к их развитию, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Ситуация восприятия ребенка-инвалида в семье характеризуется рядом особенностей:
— у родителей и детей фрустрируется ряд потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение рода и т. д.;
 — длительным и иногда хроническим состоянием тревоги, отчаяния, отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;
 — проблемы сохранения семьи; опасение, что муж оставит семью;
 — частые материальные трудности;
 — проблемы в продолжении карьеры и самоактуализации родителей;
 — частые психотравмирующие ситуации, связанные с состоянием здоровья ребенка, социальными проблемами и т. д.;
— полная поглощенность проблемами, связанными с ребенком;
— изоляция от общества в целом.
К детям-инвалидам в семьях предъявляются, как правило, заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенок обычно ограничен в собственной активности. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности общения, установления межличностных, межполовых контактов. Чтобы родительская любовь стала силой, формирующей характер и психическое состояние ребенка,  родители детей-инвалидов должны обладать следующими ключевыми чертами:
 — иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
 — строить свои отношения к ребенку на ожидании успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
 — четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
— развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь до минимума.
Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок- инвалид — тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разделить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад. Родители инвалидов с детства поставлены в неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе или, напротив, заставляет родителей чуть ли не насильно требовать понимание к себе и ребенку. Страдает родительское самолюбие, под угрозой жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. В этой ситуации и детям, и родителям надо говорить об их возможностях, а не о том, что им недоступно. Многие родители могут помочь своим детям, если начнут применять систему коррекционного воспитания как можно раньше, уже с первых месяцев жизни ребенка, так как именно первые 2—3 года жизни являются критическими периодами развития, этапом формирования «функциональных ансамблей» нервно-психической деятельности.
Необходимо убедить родителей, что ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, отличные от наших ценности и мотивы. Самым важным в работе с «особым» ребенком является принятие его самого. Как только мы отойдем от понятия «болезни» и сформируем восприятие ребенка как особого, отличающегося от нас человека, мы сможем наиболее эффективно работать с ним.
 Первым шагом к принятию ребенка является наблюдение за ним. Причем наблюдение безоценочное, как бы даже дистанцированное. Эффективным является ведение дневника наблюдений за ребенком. В нем можно отмечать как играет ребенок, какие игрушки привлекают его внимание, чем он играет, как общается с родителями, со взрослыми людьми, с детьми, как ест: аккуратно или не очень, может ли сам выбрать, что ему делать и т. п. Но наблюдать за ребенком недостаточно, родителям нужно попытаться понаблюдать и за собой. Это поможет найти точки соприкосновения с интересами ребенка, т. е. найти то дело, которое объединит родителя с малышом. Может быть, ребенку нравится играть с бытовыми предметами (кастрюли, крышки, ложки и пр.), а матери нравится готовить. Выяснив это, мать с ребенком составят прекрасный дуэт на кухне, где ребенок в игре сможет помочь матери.
Важно научить родителей методам и методическим приемам, которые они смогут применять в процессе воспитания своего ребенка. Первый метод, который может применяться в процессе семейного воспитания «особого» ребенка — это метод моделирования различных бытовых ситуаций. Ребенок развивается, наблюдая за ежедневными событиями в доме: приготовление еды, стирка белья, разговор родителей по телефону и т. д. Для того, чтобы «особый» ребенок усвоил эти ситуации, чтобы он чувствовал себя в них комфортно, родители могут создавать подобные ситуации и обучить ребенка элементарным действиям: как нужно брать телефонную трубку, куда нажимать, как вежливо ответить на звонок, что дает ребенку определенный опыт, который постепенно накапливаясь, готовит его к самостоятельной жизни. Моделируя различные ситуации и предлагая ребенку конкретное их решение, родители помогают избежать ситуаций неопределенности, которые вызывают у «особого» ребенка тревогу, а иногда и агрессию. Второй метод — игровой различные сюжетно-ролевые игры, игры, моделирующие поведение, домашние спектакли, развивающие и подвижные игры. Игра — это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования коллектива. Игра увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания, удовлетворяет его интересы в творческом отображении жизненных впечатлений. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество — порядок — очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Третий метод — это смена обстановки. Выезды на природу, прогулки в лес, на озеро и т п.  Природа дает ребенку с ограниченными возможностями очень многое.  Они чувствуют себя более раскрепощенными, на них не давит город своими порядками. В лесу можно и покричать, и побегать, а выплеск эмоциональной энергии необходим ребенку. Такие поездки имеют образовательное значение. Можно познакомить ребенка с названиями цветов и деревьев, насекомых и птиц. Можно поиграть с ребенком в простые подвижные игры. Научить его чему-то, например тому, что нельзя брать в рот, а что съедобно. Научить собирать ягоды, грибы, примером показать как нужно охранять природу и т. п. Четвертый метод — доступные ребенку творческие задания: нарисовать, вылепить из пластилина или глины, вырезать из бумаги, раскрасить картинку, сделать аппликацию и пр. В настоящее время проводится большое количество конкурсов и выставок работ детей-инвалидов. Они хотят быть чем-то полезными, надо им только немного помочь. Пятый метод — тесное сотрудничество специалистов и семьи. Некоторые специальные (коррекционные) образовательные учреждения практикуют совместные советы родителей и специалистов. На совете обсуждается дальнейшая программа для ребенка, разрабатывается так называемый маршрут развития ребенка. Может обсуждаться в каком классе (группе) лучше заниматься ребенку, какие виды деятельности для него предпочтительнее, какими навыками он уже владеет, а какие ему еще нужно прививать, и т. д. Это действенный метод, который помогает и ребенку, и родителям. Специалисты могут помочь составить план домашнего воспитания, рассказать как и чем можно заниматься, на что нужно обратить внимание. Шестой метод. Действенным методом в работе с детьми- инвалидами является театр, в котором сосредоточено много важных моментов реабилитации, где ребенок приобретает знания через деятельность. Спектакль, созданный родителями, обладает особой энергией. Дети могут непосредственно взаимодействовать с героями в домашней обстановке.  Если это кукольный спектакль (куклы могут быть изготовлены дома совместно с ребенком, что несложно), то это придает спектаклю необыкновенную волшебную силу. Ведь не только куклу можно создать, можно еще самим и написать сказку, обсудить Какую-то проблему, которая актуальна в данный момент, и сказочяым образом найти пути разрешения этой проблемы. Работая таким образом, родители и сами начинают лучше понимать ребенка, искать творческое разрешение возникающих проблем.  
Г) Информация о психолого-педагогическом сопровождении:
Информация об учреждениях, в которых возможно оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям
-ПМПК и мобильная запись  https://gddtshakhty.wixsite.com/mysite/pmpk-g-shahty;
- ГКОУ РО «Шахтинская специальная школа-интернат №16»    http://s-i16.ru/
- Ресурсный центр  Ростовской области   «Содействие» https://sodejstvie-rostov.ru
 
Д) Иная информация:
Проекты и конкурсы, касающиеся вопросов инклюзивного и специального образования 
 Презентация из опыта работы МБОУ г. Шахты «Лицей №11» по реализации инклюзивного образования https://yadi.sk/i/38gPST_rm5VDAg
Лучшие практики инклюзивного и специального образования имеющихся в муниципальном образовании
 -Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы  специального  и инклюзивного образования детей и молодежи» 2020.
Сборник Вы найдете  сайте  Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) "РГЭУ (РИНХ)"   и  на платформе "Инклюзивные практики в вузе" (в разделе о конференциях).  Мы надеемся, что в скором времени  он будет размещен в  РИНЦ.
 
Результаты реализации ГП РО «Доступная среда», а также других государственных и муниципальных программ
Взаимодействие с общественными организациями инвалидов (РРО ВОГ, РРРО ВОС, РРО ВОРДИ и др.)  родителей детей-инвалидов и др.
Сотрудничество с некоммерческими социально-ориентированными организациями (СОНКО) в вопросах образования, психолого-педагогического сопровождения, социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Виды деятельности социально ориентированных НКО
Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:
1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;
2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;
3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.
Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными
Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:
1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в  главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом длянекоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).
2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.
Реестры СО НКО.
В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки со стороны государства.
Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:
- федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),
- местные администрации (муниципальные реестры),
В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.
Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.
Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 "О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами". Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органомпо истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.
Поддержка СО НКО.
В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.
В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством  о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Имущественная поддержка СО НКО - путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с  Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с  01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с  01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.
В целях автоматизации деятельности органов государственной власти в области реализации государственной политики по поддержке СОНКО на федеральном и региональном уровнях, сбора и распространения сведений о лучших практиках деятельности СОНКО, информационного и методического сопровождения деятельности СОНКО на государственном уровне создана Единая автоматизированная информационная http://nko.economy.gov.ru/ 
Большое внимание информационной поддержке некоммерческих организаций уделяется  общественной палатой Российской Федерации. Так, в Общественной палате Российской Федерации (http://oprf.ru [4]) 9.12.2016 прошла IX конференция «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере», направленная на распространение эффективных технологий работы некоммерческих организаций и лучших практик их привлечения к оказанию услуг в социальной сфере. В рамках конференции эксперты обсудили проблемы, связанные с обеспечением доступа НКО к бюджетным средствам и выходом третьего сектора на рынок социальных услуг.
С материалами, освещающими тему доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, а также с примерами привлечения СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере можно ознакомиться на Портале единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций  (http://nko.economy.gov.ru )
 

Версия для слабовидящих:

GISMETEO: Погода по г.Шахты

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930