Педагог-психолог руководствуется в своей деятельности:
- Семейным кодексом РФ;
-
8 (863) 264-17-92
-
8 (863) 264-17-92
Контингент
|
Вид деятельности
|
Предполагаемые формы и методы
|
Цели и задачи
|
Сроки
|
Предполагаемый результат
|
|
||||
|
|
|||||||||
1 класс
|
Мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе. Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе
|
Наблюдение, групповая и индивидуальная диагностика
|
Определение успешности прохождения адаптационного процесса, выявление детей, испытывающих трудности адаптации.
|
3-4 недели сентября
1 неделя апреля
|
Аналитическая справка, выступление на родительских собраниях, рекомендации родителям и педагогам
|
|
||||
5 класс
|
Диагностика уровня адаптации пятиклассников
|
Групповая диагностика
|
Определение уровня адаптации обучающихся среднего звена, выявление детей, испытывающих трудности в процесс адаптации.
|
2-3 неделя октября
2-3 неделя марта
|
Аналитическая справка, рекомендации родителям и педагогам, организация и проведение занятий
|
|
||||
10 класс
|
Диагностика адаптации десятиклассников к обучению в старшем звене, особенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми
|
Групповая диагностика старшеклассников
|
Выявление детей с недостаточным уровнем адаптации.
|
2-3 неделя октября
2-3 неделя марта
|
Аналитическая справка, рекомендации родителям и педагогам, организация и проведение занятий
|
|
||||
8-11 класс
|
Изучение профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей обучающихся 8-11классов
|
Групповая диагностика с использованием следующих методик: «Карта интересов», «ДДО» Климова.
|
Оказание помощи учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.
|
3-4 неделя ноября
1 неделя мая
|
Рекомендации учащимся, родителям, классным руководителям
|
|
||||
4 класс
|
Выявление ожиданий обучающихся 4 классов по отношению к предстоящим переменам, готовность к переходу в среднее звено
|
Групповая диагностика
|
Коррекция ожиданий учащихся с целью создания психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного процесса.
|
3-4 неделя апреля
|
Справка по результатам диагностики, рекомендации родителям, классным руководителям
|
|
||||
1-11 класс
|
Мониторинг УУД по запросу. Диагностика познавательной, эмоционально - волевой сферы по запросу педагогов, родителей, администрации (коррекционная работа по результатам диагностики)
|
Скрининговая диагностика. Диагностические процедуры по запросу
|
Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД. Выявление проблем в развитии детей с целью их дальнейшей коррекции
|
в течение года по мере необходимости
|
Оформление запроса в «Журнал консультаций». Рекомендации родителям, классным руководителям, учителям - предметникам, организация коррекционной работы.
|
|
||||
9,11 классы
|
Диагностика уровня тревожности учащихся 9-х, 11-х классов при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
|
Тренинговые занятия «Уверенное поведение на ЕГЭ и ОГЭ»
|
Выявление обучающихся с повышенным уровнем тревожности, оказание психологической поддержки.
|
3-4 неделя декабря
1-2 неделя мая
|
Организация и проведение занятий на снятие эмоционального напряжения, повышения уверенности в себе
|
|
||||
7-11 класс
|
Диагностика с целью выявления причин отклоняющегося поведения (по результатам психологического социального дистанционного тестирования (СПТ) по отдельному плану (реализация программы)
|
Индивидуальная диагностика
|
Выявление детей «Группы внимания», формирование коррекционных групп для оказания психологической поддержки
|
В течении учебного года
|
Организация и проведение занятий, рекомендации родителям и педагогам, заполнение журнала
|
|
||||
1-11 класс
|
Диагностика суицидального поведения несовершеннолетних в соответствии с Порядком выявления и сопровождения обучающихся
|
Заполнение «Таблицы факторов риска» развития критических состояний и наличия суицидальных знаков
|
Выявление детей «Группы суицидального риска», формирование коррекционных групп, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся данной группы.
|
Сентябрь
Март
|
Справка, составление первичного списка
|
|
||||
2-11 класс
|
Диагностика с целью определения психологического климата в классных коллективах (по запросу)
|
Групповая диагностика
|
Определение психологического климата
|
Декабрь
|
Справка, рекомендации
|
|
||||
2-11 класс
|
Социометрическое изучение межличностных отношений в классных коллективах (по запросу)
|
Групповая диагностика
|
Создание благоприятных психологических условий
|
Ноябрь
|
Справка, рекомендации
|
|
||||
2.Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
|
|
|||||||||
1,5, 10 классы
|
Индивидуально - коррекционная работа с обучюащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации
|
Игры и игровые упражнения, сказкотерапия, ИЗО терапия, тренинговые занятия в сенсорной комнате.
|
Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам
|
в течение года
|
Заполнение документации (журнал)
|
|
||||
Обучающиеся, состоящие на ВШУ и ПДН
|
Индивидуально - коррекционная работа с учащимися "Группы риска", состоящими на ВШУ и ПДН по отдельному плану (реализация программы)
|
Развивающие индивидуальные занятия, проективные методики, беседы, игры, тренинговые занятия.
|
Выявление проблем развития ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий и создание психолого-педагогической среды, способствующей его успешному развитию.
|
в течение года
|
Заполнение документации (журнал), рекомендации родителям и педагогам
|
|
||||
Обучающиеся с ОВЗ
|
Индивидуально - коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ по программам сопровождения
|
Реализация коррекционно - развивающих программ для детей, обучающихся по специальной коррекционной программе вида АООП 7.1,7.2
|
Выявление проблем развития ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий и создание психолого-педагогической среды, способствующей его успешному развитию.
|
в течение года
|
Заполнение документации (журнал), выявление динамики развития (сопровождение в рамках ПМПк), оформление рекомендаций для родителей и учителей по работе с конкретным ребенком
|
|
||||
Обучающиеся с ОВЗ, родители
|
Разработка рекомендаций для педагогов, учителей, и родителей по работе с детьми с ЗПР.
|
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
|
Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.
|
в течение года
|
Реализация профилактических образовательных программ
|
|
||||
Учащиеся 9,11 классов
|
Тренинговые занятия для обучающихся 9, 11 классов «Как успешно сдать экзамен» (реализация программы)
|
Тренинговые занятие на снятие психо-эмоционального напряжения, повышение стрессоустойчивости, оформление стендов
|
Психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
|
В течении года
|
Заполнение документации (журнал)
|
|
||||
1-11 классы
|
Индивидуальные занятия по запросу педагогов
|
Тренинги, беседы
|
Индивидуальное психологическое сопровождение ребенка, помощь родителям, учителям, разработка рекомендаций, игр или упражнений для развития психических процессов
|
В течение года
|
Заполнение документации (журнал)
|
|
||||
Педагоги, молодые специалисты
|
Предотвращение синдрома эмоционального выгорания у педагогов и молодых специалистов
|
Выступление на совещании, педсовете, тренинги, оформление стендов, наблюдение, консультации
|
Психологическое сопровождение педагогического коллектива и молодых специалистов
|
В течение года
|
Рекомендации
|
|
||||
3.Консультирование
|
|
|||||||||
Родители, педагоги
|
Индивидуальное и групповое консультирование родителей (детско- родительские отношения), педагогов (психологические аспекты) по запросу, по итогам диагностики.
|
Индивидуальные беседы, выступление, лекция, семинар, круглый стол, тренинговое занятие.
|
Оказание психологической помощи и поддержки.
|
в течение года
|
Оформление запроса в «Журнал консультаций», рекомендации
|
|
||||
4.Просвещение, профилактика.
|
|
|||||||||
Родители, педагоги
|
Участие в родительском лектории, родительских собраниях, совместно с педагогами по запросу.
|
Информационные выступление, мини-тренинг, лекции, анкетирование, беседы, стендовая информация, буклеты, памятки.
|
Оказание психологической помощи и поддержки.
|
в течение года
|
Повышение психологической культуры
|
|
||||
обучающиеся, родители, педагоги
|
Выступление на классных часах и родительских собраниях по вопросам профилактики аддиктивных форм поведения, по актуальным вопросам воспитания
|
Информационные выступление, мини-тренинг, лекция, анкетирование, беседа, стендовая информация.
|
Оказание психологической помощи и поддержки.
|
в течение года
|
Повышение психологической культуры
|
|
||||
5.Организационно-методическая работа
|
|
|||||||||
|
Планирование работы
|
Составление годового плана работы, плана работы на четверть, графика работы, циклограммы.
|
Планирование деятельности в соответствии с планом школы
|
сентябрь
|
|
|
||||
|
Анализ работы
|
Составление годового аналитического и статистического отчета.
|
Анализ деятельности работы за год.
|
май-июнь
|
|
|
||||
|
Планирование и подготовка диагностических мероприятий
|
Составление плана диагностического обследования, подготовка стимульного и раздаточного материала и т.п.
|
Организация плановой диагностики
|
в течение года
|
|
|
||||
|
Анализ диагностических мероприятий
|
Обработка результатов и написание заключений, аналитической справки.
|
Выявление ситуации развития и планирование коррекционно-развивающей работы
|
в течение года
|
|
|
||||
|
Планирование и подготовка коррекционно-развивающих мероприятий
|
Составление плана занятия или программы занятий, подготовка стимульных и раздаточных материалов, и т.п.
|
Организация помощи детям, создание психолого-педагогических условий для развития учащихся
|
в течение года
|
|
|
||||
|
Подготовка материалов к консультированию и просвещению и т.п.
|
Анализ литературы. Планирование.
|
Организация консультативной и просветительской деятельности
|
в течение года
|
|
|
||||
|
Ведение текущей документации
|
Заполнение журналов, справок и т.п.
|
Организационная деятельность
|
ежедневно
|
|
|
||||
|
Ведение документации педагога-психолога
|
Пополнение нормативно-правовой базы, пополнение базы диагностических методик, коррекционных программ, материалов для родителей и т.п.
|
Организация рабочего пространства
|
в течение года
|
|
|
||||
|
Оформление тематических стендов, уголков. Оформление кабинета. Ведение документации.
|
Подбор материалов
|
Просвещение педагогов, родителей и учащихся
|
в течение года
|
|
|
||||
|
Систематизация и пополнение библиотеки школьного психолога.
|
Изучение новинок психологической литературы, периодики, методических материалов
|
Самообразование
|
в течение года
|
|
|
||||
|
Участие, представление опыта на семинарах, МО психологов, МО школы, конференциях, советах и.т.п. Вебинары.
|
Выступления
|
Повышение уровня квалификации
|
в течение года по запросу
|
|
|
||||
|
Самообразование
|
Посещение библиотеки. Изучение психологической литературы, журналов, газет, психологические сайты.
|
Повышение уровня квалификации
|
в течение года
|
|
|
||||
6.Экспертная, диспетчерская деятельность
|
|
|||||||||
Педагоги, родители, учащиеся
|
Подготовка коррекционно-развивающих программ. Посещение уроков с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными учащими, детей с ОВЗ
|
Наблюдение, посещение уроков, изучение документации
|
Создание психолого-педагогических условий для развития ребенка
Реализация профилактических образовательных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
|
в течение года
|
Рекомендации педагогам, родителям
|
|
||||
Специалисты ППк
|
Организация помощи детям через направление на ППк, участие в работе ППк лицея
|
Подготовка материалов, документации к заседаниям ППк.
|
Организация сопровождения обучающихся
|
в течение года
|
Заполнение заключений по результатам психологического обследования
|
|
||||
Специалисты службы
|
Участие в работе Школьной службы медиации.
|
|
Профилактика неуспеваемости, негативного поведения детей
|
в течение года
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Единственный способ выяснить это – говорить со своим ребёнком.
-
работа с конструкторами разного типа;
-
работа с ножницами, пластилином;
-
рисование в альбомах (карандашами, красками).
1. Может ли Ваш ребёнок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребёнок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребёнок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?
Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребёнок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребёнок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребёнок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.
Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.
Здоровье Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности.
Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребенка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ
-
нарушение ориентации, понижение точности движений;
-
снижение контрольных функций;
-
обострение оборонительных реакций;
-
понижение волевых функций.
-
Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
-
Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
-
Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе.
-
Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.
-
Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.
-
Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
-
Вместе определите, "жаворонок" выпускник или "сова". Если "жаворонок" - основная подготовка проводится днём, если "сова" - вечером.
-
Проведите репетицию письменного экзамена. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
-
Организовать режим (именно Вы можете помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам).
-
Во время подготовки ребёнок должен регулярно делать короткие перерывы.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
-
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
-
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
-
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
-
если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
РОДИТЕЛЯМ
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ