shakhty-school11.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Информация об образовании детей с ОВЗ и инвалидностью
А) Статистическая информация о численности детей с ОВЗ и инвалидностью в     МБОУ г.Шахты «Лицей №11»
  Мониторинг  предоставления образовательных услуг детям-инвалидам,
детям с ОВЗ
Количество детей-инвалидов
(только при наличии справки об инвалидности)
Количество детей с ОВЗ
(только при наличии заключения ГПМПК)
Количество адаптированных программ (которые определены  ГПМПК)
Из них начального общего образования
Количество ИПРА для детей-инвалидов и ОВЗ
 
Количество детей с ОВЗ, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы
Количество надомников на 2019-2020
Количество инклюзивных классов
 
Наличие психолого-медико-педагогического консилиума (да/нет)
 
 
12
10
2
2
12
0
0
1
да

 

alt
Б) Созданные в ОО специальные условия  для получения образовательных услуг.  
В рамках программы «Реализация мероприятий по созданию  универсальной безбарьерной среды»  в МБОУ г.Шахты «Лицей №11» создана универсальная «безбарьерная среда», позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. а так же созданы специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Это позволяет обеспечивать успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Лицей укомплектован  кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой лицея, способными к инновационной профессиональнойдеятельности.
Образовательная деятельность в лицее осуществляется в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования». Основные образовательные программы (далее - ООП) по уровням образования в полном объеме обеспечены учебной литературой, рабочими программами по всем дисциплинам учебного плана, учебно-методическим комплексом для педагогов и обучающихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом.
В лицее осуществляется адаптация образовательных программ к способам усвоения их содержания детьми с ОВЗ при помощи различных форм и методов педагогического взаимодействия. 
В структуре основных образовательных программ имеется раздел «Программа коррекционной работы», направленный на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программ общего образования.
В рамках программы «Реализация мероприятий по созданию  универсальной безбарьерной среды в МБОУ г.Шахты «Лицей №11» выполнены работы по созданию специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями.
Специальное оборудование
№п/п
Перечень закупленного оборудования для создания безбарьерной среды для инклюзивного образования детей- инвалидов
1.
Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей, в том числе:
Специализированный программно-технический комплекс для слабовидящих детей включает в себя: Системный блок: (процессор 3,0 ГГц, ОЗУ 4ГБ, жёсткий диск 500ГБ, CD/DVD муль-ти привод, 2.БП 450Вт, LCD монитор 19” , ОС MS Windows, Программное об3.еспечение - виртуальная экранная клавиатура); Наушники «Hama» с микрофоном -2шт (Оголовье, мониторы, проводные, регулятор громкости на проводе, тип – закрытые, импеданс: 32 Ом, диапазон воспроизводимых частот: от 20 Гц до 20 кГц, подключение: 3.5 мм, длина кабеля 2 м); Клавиатура «Ланель» с разделяющей клавиши накладкой (Накладка - металлическая пластина с отверстиями напротив клавиш клавиатуры.Отверстия позволяют зафиксировать пальцы в нужном положении и после этого нажимать на кнопку, позволяет избегать одновременного нажатия нескольких кнопок); Программное обеспечение экранного доступа Guide (Программное обеспечение осуществляет речевое сопровождение во время работы, действия на компьютере осуществляются как стандартными способами - клавиатурой/мышкой, так и голосовой командой).    
2.
Аппаратно-программный комплекс для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе:
Специализированный программно-технический комплекс для детей с ОВЗ включает в себя: Системный блок (процессор 3,0 ГГц, ОЗУ 4ГБ, жёсткий диск 500ГБ, CD/DVD мульти привод, БП 450Вт, LCD монитор 19” , ОС MS Windows, Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура); Наушники «Hama» с микрофоном (Оголовье, мониторы, проводные, регулятор громкости на проводе, тип – закрытые, импеданс: 32 Ом, диапазон воспроизводимых частот: от 20 Гц до 20 кГц, подключение: 3.5 мм, длина кабеля 2 м);Клавиатура «Ланель» с разделяющей клавиши накладкой (Накладка - металлическая пластина с отверстиями напротив клавиш клавиатуры. Отверстия позволяют зафиксировать пальцы в нужном положении и после этого нажимать на кнопку, позволяет избегать одновременного нажатия нескольких кнопок. Клавиатура выдерживает достаточно большие усилия при нажатии, при этом не допускает ложных нажатий на кнопки); Выносная компьютерная  кнопка средняя (Кнопка для управления компьютером. Уровень чувствительности кнопки при нажатии регулируется поворотом кнопки); Компьютерный джойстик BJoy (Джойстик позволяет точное перемещение курсора во всех направлениях, есть возможность настройки под пользователя); Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых (Кнопка - диаметр 6,3 см. Кнопка активации - обозначается щелчком мыши. Материал  изготовления кнопки - пластик. Количество – 4 шт.  Интерфейс подключения – проводной)
3.
Сенсорная комнатав комплекте:  1.Пуфик кресло с гранулами. Представляет собой сидение в виде мешка, изготовленного из синтетического материала «Эко-кожа», наполненное пенополистирольными шариками, которое принимает форму тела. Размер, см.: 120х90.2 шт.2.Сухой бассейн в комплекте с шариками (1000шт.). Форма – квадратная. Размер, см: 150х150х50. Каркас состоит из мягких стенок-матов. Материал: ПВХ, наполнение: поролон.1 шт. 3.Панно настенное "Звездное небо". Настенный ковер с вплетенными фибероптическими волокнами. Звезды различной яркости. Размер,м.: 1,5х1; 75 светящихся точек. 1 шт. 4.Пучок фиброоптических волокон с боковым сечением "Звезд-ный дождь" в комплекте с источником света .100 волокон по 2 метра. Водопад волокон, изменяющий свой цвет вдоль волокна. Малогабаритный 4000K- источник света для оптоволоконных нитей. Эффект мерцания. Габариты 150 мм, диаметр 35мм. Мощность 3 W. Разъем φ14mm ~ 250pcs х0.75mm.1 шт. 5.Детское складное кресло-"Трансформер". 74х60х53 см., в разобранном виде - 119х60х81 см, материал: винилискожа. 1шт. 6.Сенсорная тропа для ног. Представляет собой дорожку, на которую с помощью липучек крепятся мешочки из прочной синтетической ткани (5шт.) с разными наполнителями и два коврика (материал – синтетика, размер 30х20см). Все элементы съёмные, размер (см) 250х35.1 шт.7.Световой стол для рисования песком. Представляет собой деревянный короб с подсветкой  светодиодными матрицами. Размер, см.: 65х75х63. В короб насыпается песок и распределяется равномерным слоем по прозрачному безопасному стеклу. В комплекте очищенный кварцевый песок 12 кг. 1 шт. 8.Музыкальный центр LG CM1530 BT. Мощность 2x5 Вт, воспроизведение CD, CD-R, CD-RW  радиоприемник FM, поддержка форматов MP3, воспроизведение с USB, подключение: Bluetooth, линейный аудиовход.1 шт. 9.Тренажер функциональной активности мозга ТММ  (мираж).В комплект входят: очки, наушники и соединительный шнур. 14 светодиодов и 42 канала управления позволяют более эффективно изменять психо-физиологическое состояние чело-века. 1 шт. 10.Настенный модуль   (сравнение цветов) цветные круги. Размер, см.: 70х70х7. Материал: фанера. Работа с модулем способствует развитию сенсомоторики, координации движений глаз-рука, стереогностического восприятия, подготавливает ребенка к восприятию формы и проекции формы (с помощью зеркала). В состав входят объёмные геометрические фигуры: цилиндр, куб, треугольная и прямоугольная призма.1 шт. 11. Напольный ковер «Звездное небо» в комплекте со светогенератором.Размер, м.; 1,5х1. Напольный ковер с вплетенными фибероптическимиволокнами. Звезды различной яркости. 75 светящихся точек. Светогенератор для подсветки эффекта  "Звездное небо" на базе четырех светодиодов (2 белых и 2 синих).1 шт. 12. Комплект «Сенсорный уголок». Предназначен для оформления углов сенсорной комнаты. Состав: воздушно-пузырьковая колонна 1,5 м, подсветка светодиодная разноцветная снизу, мягкое основание, 2 безопасных зеркала.1 шт. 13. Игровое тактильное панно «Ежик». Размер 80х80см, вес 1,2 кг, объем - 0,05 м3. Материал изготовления – ковролин, крепление деталей – липучка.1 шт. 14. Световая каскадирующая труба «Веселый фонтан». Представляет собой каскад светооптических волокон в виде фонтана с боковой подсветкой. Эффекты: при последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды и брызги фонтана. Количество цветов - 4, количество режимов работы – 4, мощность 16Вт. В комплект поставки входит пучок фибероптических волокон с боковым свечением, прозрачная труба высотой 1м., подставка, представляющая собой мягкую тумбу, размер: 104х57х57 см. Пульт дистанционного управления. 1 шт. 15. Настенное небьющееся зеркало «Таинственный свет»-i. Небьющееся зеркало с подсветкой фибероптическими волокнами бокового свечения. Эффект мерцания свисающих нитей различными цветами на фоне зеркала. Размер: 100х50х10 см. Фибероптический источник света в комплекте. Малогабаритный 4000K- источник света для оптоволоконных нитей. Эффект мерцания. Габариты 150 мм, диаметр 35мм. Мощность 3 W. Разъем φ14mm ~ 250pcs х0.75mm. 1 шт. 16.Установка для ароматерапии «Эфа». Установка для ароматерапии предназначена для проведения сеансов ароматерапии, представляет собой компактный генератор ультразвукового распыления эфирных масел (размер аэрозолей 0,2 мкр). (Набор масел для ароматерапии, в комплекте 10 шт.).1 шт. 17.Детское зеркальное панно «Кривое зеркало». Волнообразно изогнутое зеркало, вставленное в раму. Материал исполнения - небьющийся безопасный зеркальный пластик. Размеры, см.: 108х53х7. 1 шт.
 
Кабинеты специалистов
«Психологический кабинет» - учебное помещение лицея, в котором педагог-психолог организует индивидуальные и групповые занятия. Кабинет имеетоборудование для развития мелкой моторики, тактильного, зрительного и слухового восприятия, мышления и речи;дидактический материал для развития социально-эмоционального развития; оборудование для дидактических игр; материалы для изобразительного творчества и т.п.;
«Сенсорная комната» - комната, оснащенная специальным оборудованием для создания среды положительной мульти-сенсорной стимуляции в атмосфере полной безопасности, которая отсекает любые негативные и нейтральные воздействия внешнего мира;способствует снятию агрессивного состояния, избавлению от негативных эмоций. Потолок и стены комнаты окрашены всветлые, мягкие тона. Мебель  представлена мягкими модулями, пуфами. В составе оборудования сенсорной комнаты: сухой бассейн с шариками, прыгательные мячи, сенсорные и тактильные дорожки, тактильные панели, панно фибероптическое «Зеркало»     и др. Комната релаксации помогает снимать мышечное и психо-эмоциональное напряжение, активизировать  функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорнойсреды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительныйэмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервноевозбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. В ней создаётся комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая психофизическое здоровье детей.
Учебные кабинетыоборудованы ростовой мебелью, оснащены современным оборудованием.
 
Описание  научно-методического обеспечения  инклюзивной образовательной деятельности
В лицее разработана и реализуется модель  образования детей, имеющих разные образовательные потребности, основанная на  принципах интеграции,  обеспечивающая равенство в доступности качественного образования  в условиях ФГОС.
Образовательная деятельность в лицее осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования. Основные образовательные программы (далее - ООП) по уровням образования в полном объеме обеспечены учебной литературой, рабочими программами по всем дисциплинам учебного плана, учебно-методическим комплексом для педагогов и обучающихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом.
В лицее осуществляется адаптация образовательных программ к способам усвоения их содержания детьми с ОВЗ при помощи различных форм и методов педагогического взаимодействия. 
В структуре основных образовательных программ имеется раздел «Программа коррекционной работы», направленный на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программ общего образования.
При проектировании данного раздела ООП   учтены  все рекомендации по разработке  «Программы коррекционной работы».
В программе определены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которые обеспечивают интеграцию особого ребенка в социум, с учетом его психофизических и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Промежуточными целями данной программы выступают также медико-социальная реабилитация детей с ОВЗ и укрепление их здоровья, формирование у них навыков и умений бытового самообслуживания, формирование у таких детей положительной самооценки.
В программе описана стратегия психолого-педагогического сопровождения и обучения особых детей посредством решения следующих задач:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей  со статусом «ребенок-инвалид»;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация   организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования успешно адаптирована в  образовательном учреждении, в ней учтены все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.  
Для осуществления инклюзивного образовательного процесса учтено применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы,   адаптация  имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Образовательное учреждение, учителя, специалисты сопровождения имеют доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения   имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Особое внимание уделяется созданию информационно-образовательной среды (далее – ИОС) лицея, которая включает:
- совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски);
- культурные и организационные формы информационного взаимодействия участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ;
- наличие служб поддержки применения ИКТ.
Создаваемая в лицее информационно-образовательная среда предполагает открытую циркуляцию необходимой для всех участников образовательного процесса информации,   доступ к  сети Интернет.
В 2019-2020 учебном году в МБОУ г.Шахты «Лицей №11» открыт класс  для  обучающихся  с организацией обучения по  «Адаптированным основным общеобразовательным программам  начального общего образования для детей с ЗПР».В программе определены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которые обеспечивают интеграцию особого ребенка в социум, с учетом его психофизических и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Промежуточными целями данной программы выступают также медико-социальная реабилитация детей с ОВЗ и укрепление их здоровья, формирование у них навыков и умений бытового самообслуживания, формирование у таких детей положительной самооценки.
В программе описана стратегия психолого-педагогического сопровождения и обучения особых детей с ЗПР посредством решения следующих задач:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей  со статусом «ребенок-инвалид»;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация   организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой специалистов;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
«Основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования» успешно адаптирована в  образовательном учреждении, в ней учтены все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.  
Для осуществления инклюзивного образовательного процесса учтено применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы,   адаптация  имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Образовательное учреждение, учителя, специалисты сопровождения имеют доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.
Библиотека образовательного учреждения   имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Особое внимание уделяется созданию информационно-образовательной среды (далее – ИОС) лицея, которая включает:
- совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски);
- культурные и организационные формы информационного взаимодействия участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ;
- наличие служб поддержки применения ИКТ.
Создаваемая в лицее информационно-образовательная среда предполагает открытую циркуляцию необходимой для всех участников образовательного процесса информации,   доступ к  сети Интернет.
В лицее организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, ИМЦО,  органов социальной защиты,  детских общественных организаций.  Взаимодействие лицея с социумом находится на достаточно высоком уровне.
Лицей успешно осуществляет  активное социальное партнёрство с различными организациями и общественностью,  разрабатывает для детей с  адекватный при их особенностях развития образовательный маршрут, что способствует  максимально обеспечить развитие, обучение, воспитание  и социализацию   детей с ОВЗ.
      Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива  лицея в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, разработкой адаптированных образовательных программ (http://shakhty-school11.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=57), созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.
 
Мониторинг кадрового состава
alt

В) Информационно-методические материалы для родителей и специалистов:

Сайт минобразования Ростовской области с нормативно-методической документацией

https://minobr.donland.ru/activity/9347/?filter_d_section=15&nav-documents=page-1

Нормативная документация муниципального уровня;

Информация для специалистов

Рекомендации для родителей

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши любовь и усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
 
 
В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.
Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.
Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны.
Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.
Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера!
Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка. Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
 
Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.
Правило 2. Чаще хвалите ребенка. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.
Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?
Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
Правило 5Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.
 
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ зрения  В ШКОЛЕ
Основная задача работы с детьми, имеющими  нарушение зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка. Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. При зрительной работе у таких ребят быстро наступает утомление, чтоснижает их работоспособность. Поэтому необходимо проводить небольшие перерывы. Слабовидящим могут быть противопоказаны многие обычные действия, например, наклоны, резкие прыжки, поднятие тяжестей, так как они могут способствовать ухудшению зрения. Для усвоения информации детям требуется большее количество повторений и тренировок. При проведении занятий в условиях повышенного уровня шума, вибрации, длительных звуковых воздействий, может развиться чувство усталости слухового анализатора и дезориентации в пространстве.
При работе на компьютере ребятам следует использовать принцип максимального снижения зрительных нагрузок, дозирование и чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности; использование специальных программных средств для увеличения изображения на экране или для озвучивания информации; – принцип работы с помощью клавиатуры, а не с помощью мыши, в том числе с использование «горячих» клавиш и освоение слепого десятипальцевого метода печати на клавиатуре.
Педагоги лицея способствуют созданию доброжелательной атмосферы во всех группах, где обучающиеся могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа.
         Отмечают достижения обучающегося относительно его успехов, нестандартные достижения. Используют возможности внешней работы, например, участия в общих мероприятиях учреждения.
Общие рекомендации на занятиях
(из опыта работы учителей)
Использование указаний, как в устной, так и письменной форме;
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение обучающимися инструкции к выполнению задания;
Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная задача);
Акцентирование внимания на хороших оценках;
Распределение обучающихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из обучающихся мог подать пример другому;
Ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения обучающихся;
Кроме этого необходимо включать в учебный процесс зарядку для глаз. Зарядка для глаз нужна для восстановления зрения. Регулярное выполнение упражнений способствует улучшению остроты зрения, снимает напряжение и усталость с глаз. Перед выполнением самой зарядки обязательно нужно провести разминку. Она поможет организму адаптироваться к нагрузкам. Во время продолжительного напряжения глаз, брови наползают на веки. Расслабиться перед гимнастикой поможет легкий массаж бровей.
 
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ШКОЛЕ
Данные дети отличаются различным уровнем как психофизического развития при поступлении в школу, так и уровнем развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Нарушение слуха отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, склонности к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.
Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей, среди которых в лицее обращают внимание на: условия обучения, способствующие личностному развитию ребенка, формированию его активного сотрудничества в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование умений использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.);
         В своей работе с ребятами, имеющими нарушение слуха, педагоги лицея  учитывают условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установки  на поддержание в ребенке уверенности в том, что в школе и классе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений.
При обучении совместно со слышащими сверстниками транслируют эту установку соученикам ребенка, не подчеркивая его особость, а, показывают сильные стороны, вызывая к нему симпатию личным отношением, вовлекают слышащих детей в доступное взаимодействие и др.
 
Рекомендации родителям ребенка с нарушениями слуха
  • Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть.
  • Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
  • Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.
  • Ребенка с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
  • Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко – это чисто слуховое восприятие, губы – это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
  • Нельзя внезапно появляться перед плохо слышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную ус­тановку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслу­жил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отре­зок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон­центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно долж­но соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
 
 
ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ  С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СИНДРОМОМ ДАУНА
Надо принять тот факт, что у ребенка есть проблема в умственном развитии, необходимо помнить, что Вы нужны ему, а он нужен ВАМ, любите его и радуйтесь ему, и он научится от Вас любить всех близких, важно дать ребенку почувствовать любовь к нему всех членов семьи.
Важно создать условия в семье для общения ребенка с другими родственниками и друзьями родителей, нужно помнить о том, что Вы даете ребенку образец общения с другими людьми.
Педагогические условия воспитания ребенка в семье (ранний возраст):
выполнение четкого режима дня - сон, питание, бодрствование, прогулка, занятия;
положительные формы взаимодействия и общения взрослых с ребенком и организация положительного общения со сверстниками;
организация регулярных занятий с ребенком: определение времени и место для занятий;
создание предметно развивающейся среды - два набора игрушек: один для каждодневного пользования, а другой - только для занятий дидактические игрушки
Дошкольный и младший возраст:
воспитание самостоятельности в быту: привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обучение элементарным трудовым навыкам - поливать цветы, убирать игрушки, расставлять предметы быта на свои места, сервировать стол, помогать готовить, убирать комнату, ухаживать за растениями в огороде, ухаживать за животными.
Старший школьный и подростковый возраст:
учить детей выполнять определенные поделки из глины, бумаги, ткани, дерева и др., учить вязать, вышивать,
воспитывать интерес детей к овладению определенными профессиями с учетом индивидуальных возможностей, организовать обучение по овладению профессиональными навыками,
продолжать учить взаимодействовать со сверстниками: в учреждениях дополнительного образования - в студиях по изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, спортивных секциях с учетом индивидуальных возможностей развития.
Кроме того, необходимо, чтобы в воспитании ребенка принимали участие все члены семьи, соблюдая единство требований, по возможности разделяя между собой обязанности.
 
Особенности семейного воспитания детей раннего, дошкольного и  школьного возраста с нарушениями речи
Полноценное развитие речи ребенка раннего и дошкольного возраста в семье возможно при соблюдении ряда условий:
1. Повышение педагогической компетенции родителей.
Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.
Успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.
2. Правильная организация жизни ребенка в семье.
Правильная организация жизни ребенка предполагает: соблюдение режима дня, осуществление закаливания, проведение специальных занятий по стимуляции моторного и психического развития,  соблюдение речевого режима в семье и выполнение родителями общих правил формирования полноценной речевой среды.
3. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы.
К организации процесса целенаправленной работы с детьми, имеющими риск возникновения речевых нарушений, родители должны быть привлечены максимально. Эта работа потребует знакомства родителей с элементарными приемами развития сенсорных функций ребенка, что в значительной степени способствует нормализации его речевого развития.
Успех коррекционного воздействия во многом зависит от степени участия в нем родителей и их осознанного отношения к данному процессу.
 Содержание семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи
Для нормального развития речи ребенка в семье и преодоления речевых нарушений большое значение имеют:
- постоянное общение с ребенком, формирование у него потребности, стремления к речевому контакту;
- благоприятный психологический климат в семье и, как следствие его, чувство эмоционального комфорта у ребенка;
- сенсорное воспитание;
- развитие игровой деятельности (от родителей требуется проявлять умение подбирать игрушки, учитывая возраст, умственные и двигательные возможности ребенка, умение создавать игровые ситуации и обучать осмысленным действиям с игрушками или предметами, умение включать в игры целенаправленные и регулярные упражнения для развития психических процессов);
- развитие моторики и, в особенности, манипулятивной деятельности рук.
Особенности воспитания детей раннего и дошкольного возраста  с различными речевыми нарушениями в семье
В настоящее время одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка в семье, является отставание в развитии речи. Однако практика показывает, что многие родители недооценивают свою роль в преодолении речевых нарушений и понимают их как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Учитывая, что нарушение развития речи может привести к вторичной задержке формирования других
функций, в том числе, к задержке психического развития, необходима ранняя консультация логопеда и детского невропатолога или психоневролога.
Если ребенок страдает дислалией, преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения, и родители под руководством логопеда проводят дома занятия по развитию артикуляционного аппарата, включающие специальные подготовительные упражнения и занятия по введению поставленных звуков в речь.
Дети с ринолалией, обусловленной расщелинами твердого и мягкого неба, нуждаются в консультативной помощи логопеда с рождения, а в систематических коррекционных занятиях – с трех лет. Роль родителей в данном случае заключается в своевременном обращении к специалистам и выполнении их требований и методических рекомендаций.
В процессе становления речи дети проходят через так называемые запинки. Однако у детей с ослабленной нервной системой эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию. Родителям следует помнить, что заикание легче предупредить, чем лечить. Профилактикой этого  нарушения являются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, соблюдение общего и речевого режима, закаливание, специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, ритма, темпа и пространственной организации движений. В случае возникновения заикания взрослым:
- надо говорить с ребенком четко, плавно, не торопясь;
- быть всегда одинаково ровными и требовательными;
- нельзя читать много книг, не соответствующих возрасту, особенно страшных сказок перед сном;
- не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений, заучиванием длинных стихотворных текстов, не следует разрешать долго и часто смотреть телевизионные передачи.
Успех преодоления задержки речевого развития или общего недоразвития речи во многом определяется тем, в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь. Логопедические занятия, начатые в период интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными.
Большое влияние на полноценное доречевое и речевое развитие детей, на своевременную коррекцию имеющихся недостатков речи оказывают стиль семейного воспитания, семейная обстановка и организация речевого общения ребенка с ближайшим окружением.
Создание дружелюбной, теплой обстановки в семье позволяет конструктивно решать конфликтные ситуации, не вызывая обиды и эмоциональной напряженности ребенка, и реализовать те воспитательные мероприятия, которые снизят риск возникновения речевых нарушений.
Особые требования предъявляются и к речи взрослых. Голос должен быть спокойным, интонации дружелюбными, уважительными, доверительными. Речь должна быть плавной, ритмичной, эмоционально выразительной. Нормативное звукопроизношение взрослых дает детям образцы для подражания, формируя звуковую культуру речи. В целом, речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть конкретна, лексика должна быть простой и доступной по содержанию, грамматические структуры  адекватными, что обеспечивает осмысливание ребенком речи взрослых.
 
Особенности воспитания детей школьного возраста  с речевыми нарушениями  в семье
В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих речевые расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности, которые влекут за собой нарушение социальной адаптации и социализации .
Родителям детей школьного возраста с отклонениями в речевом развитии необходимо помнить о том, что совокупность степени и характера нарушения речи, специфика индивидуально-личностного развития определяют возможность вхождения ребенка в общество. Данный процесс может быть затруднен вследствие особенностей его социального, педагогического и психологического развития. Усвоение социальных норм и ценностей ребенком младшего школьного возраста может искажаться в результате негативного – стихийного или преднамеренного – влияния среды, в которой он живет.
Основные психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе обучения:
  1. В учебной деятельности это отсутствие интереса к учебе, трудности в понимании учебного материала, рассеянность внимания, низкий объем памяти, затруднения в решении интеллектуальных задач, неадекватные реакции в случае неудач, низкая успеваемость.
  2. У этой категории детей также отмечаются проблемы в процессе общения: снижение потребности либо уход от общения как с взрослыми, так и со сверстниками; несформированность форм коммуникации; сложности с включением в общую деятельность; неумение ориентироваться в ситуации общения; особенности поведения: негативизм, тревожность, упрямство, бедность эмоций, низкий уровень самооценки.
  3. Игровая деятельность младших школьников с нарушенным речевым развитием также имеет ряд особенностей: отсутствие диалогового общения, ситуативность, интерес к играм бытового характера, отсутствие творческого элемента.
Все выше сказанное позволяет представить родителей равноправными  с педагогами и психологами партнерами коррекционного процесса, направленного на активизацию в основных видах деятельности речевых, познавательных, эмоциональных и творческих способностей школьников с отклонениями в речевом развитии.
Важным условием преодоления имеющихся речевых недостатков является создание нормального психологического климата в семье.
 
Особенности семейного воспитания детей с  церебральными параличами
     Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, возникающее в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе и проявляющееся в двигательных расстройствах, которые часто сочетаются с нарушениями речи, психики, тактильного, зрительного и слухового анализаторов.
Этиология ДЦП достаточно сложна. По данным многочисленных исследований, определяется более 400 факторов, воздействующих на центральную нервную систему плода. Особенно опасным считается их действие в первый триместр беременности – время интенсивного развития основ всех органов и систем.
Задачи семейного воспитания детей с нарушением ОДА в своей основе являются общими задачами воспитания разносторонней гармоничной личности,(по мнению П. Ф. Каптерева) они включают:
воспитание самодеятельной личности, вытекающее из всестороннего и, по возможности, гармонического развития ее духовных и телесных сил;
развитие личности как члена общественного целого;
развитие личности лицом к лицу с природой и при помощи природы;
воспитание личности в сознании ее связи со всемирным бытием и его первоисточником.
Условия полноценного развития ребенка с церебральным параличом в семье:  1) повышение уровня знаний родителей, касающихся сущности данного нарушения, этапов и закономерностей психомоторного развития в норме;  2) овладение способностью выявлять отклонения в развитии своего ребенка; 3) правильная организация жизни ребенка в семье, которая будет способствовать развитию и коррекции двигательной, речевой, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы и социализации в целом; 4) обучение родителей некоторым приемам коррекционной работы с целью повышения  ее эффективности.
  Раннее воспитательное воздействие совместно с лечебными и специальными педагогическими мероприятиями определяет успешность дальнейшего развития ребенка с ДЦП.
 Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать.   Принципы организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.
1)    Активность и самостоятельность ребёнка.
Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.
2)    Постоянная упорная тренировка каждый день.
Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Каждая уступка лени — это предательство своего ребёнка.
3)    Сознательная беспомощность родителя.
Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные  попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него — ВЫ ЖАЛЕЕТЕ  НЕ ЕГО,  А СЕБЯ!
Если Вы сделали что- то за ребёнка — ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.
Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта.
4)    Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями.
Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».
Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего — осмысленную заботу и Вашу любовь.
Советы родителям.
Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставляйте ребенку максимально возможную  самостоятельность в действиях и принятии решений.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
Чаще прибегайте к советам специалистов.
Больше читайте, и не только педагогическую, но и художественную литературу.
Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
 
Особенности ребенка с ранним детским аутизмом
Ранний детский аутизм как диагноз ставится исключительно детским психоневрологом. Если такой диагноз действительно поставлен, родителям не следует отчаиваться, на сегодняшний день эта проблема разрешима и не является приговором. Ребенку поможет специальная программа развития и корректирующее воспитание, которые поможет составить детский психолог. Во многих городах существуют специальные школы и детские сады для детей, страдающих аутизмом, куда можно определить ребенка, однако, в первую очередь, соответствующие условия должны быть созданы дома.
Важно помнить несколько вещей.
1. Аутизм – это врожденное состояние искажения развития, проявляющееся прежде всего ограничениями и особенностями общения и социальных контактов.
2. Аутизм – не болезнь, которая начинается на фоне обычного, так называемого нормального, развития и предполагает возможность так или иначе лечить ее.
3. Аутизм не утяжеляется, как это бывает при многих психических заболеваниях. В самых трудных случаях он остается на исходном уровне, в более легких удается добиться большего или меньшего улучшения.
4. Аутизм неизлечим в том смысле, что лекарств от него не существует. Слово «лечение» подразумевает использование самых разнообразных методов – от лекарственных до психологических. С их помощью можно уменьшать частоту и интенсивность нежелательного поведения, помогать ребенку использовать имеющийся у него потенциал развития, чтобы он мог развивать необходимые для самостоятельной жизни навыки и как можно лучше использовать их для продуктивного общения и приспособления к жизни в обществе.
5. При оказании помощи первыми симптомами, которые начинают меняться, являются нарушения в общении. Но они же остаются наиболее устойчивыми, так что сохраняются, пусть и в более мягком виде, даже при самом большом успехе.
Для повышения эффективности коррекционной работы родителям предлагается соблюдать некоторые правила воспитания детей с РДА (составленные по рекомендациям Черепановой Г.Д.). Ведь проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей — это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.
 Правило
Рекомендации
Пути выполнения
 
№1
Соблюдайте режим дня ребенка
Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.
№2
Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях
Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т.д.
 Для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности;
 в ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания;
 
в уголке для занятий или игр можно повесить схему распоряжения игрушек или предметов на столе и в столе.  
№3
Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т.д.           
Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт
№4
Старайтесь, чтобы ребенок получил яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т.д.)           
Организуйте совместное с ребенком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т.д.
 
Важным моментом в формировании личности человека является понимание собственной самотождественности, осознание собственного «Я». Поэтому очень важно научить ребенка соотношению собственного отражения в зеркале с ним и его именем.
Вашему ребенку необходимо постоянное и тесное общение, объяснение того, что происходит, со временем и он сам научится выражать свои переживания, чувства и эмоции, облекая их в слова. Кроме того, поможет и игровая терапия. Малыши с синдромом раннего детского аутизма охотно играют в игры, в которых не нужно говорить, - собирание пазлов, выкладывание мозаик, аппликаций, собирание конструктора. При этом, как замечают психиатры, они проявляют усидчивость и способности, не свойственную обычным детям. В этих играх можете принимать участие и Вы, что объединит вас совместной деятельностью и будет первым шагом к налаживанию контакта и общения с ребенком. Комментируйте его действия, но не требуйте от него того же – малышу, страдающему аутизмом гораздо сложнее сориентироваться в этом мире, проявите терпение и уважение к Вашему ребенку.
Очень важно для общего развития ребенка формирование чувств и эмоций. Этому поможет выразительная мимика родителей, просмотр мультфильмов с эмоционально-яркими героями, игры в театр, где будут явно прослеживаться отрицательные и положительные герои. Так же следует корректировать социальность ребенка. Ему будет сложно находиться в обществе сверстников, поэтому лучше будет, чтобы он был окружен обществом в специальных детских садах.
Следует помнить, что программа по развитию ребёнка, страдающего аутизмом, и его корректирующее воспитание рассчитаны на длительное время. Нужно заниматься с ребёнком ежедневно, иначе весь прогресс будет потерян. Воспитание ребенка, страдающего ранним детским аутизмом - это образ жизни семьи в целом и отдельных ее членов.
Воспитание особого ребенка – это ежедневный и тяжелый труд, в котором должны участвовать все члены семьи. Родителям необходимо научиться понимать своего ребенка, и прини
мать его таким, какой он есть. Понимание, принятие и любовь к своему ребенка – залог счастливой семьи.
                                     
 
 Г) Информация о психолого-педагогическом сопровождении:
Информация об учреждениях, в которых возможно оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям
-ПМПК и мобильная запись  https://gddtshakhty.wixsite.com/mysite/pmpk-g-shahty;
- ГКОУ РО «Шахтинская специальная школа-интернат №16»    http://s-i16.ru/
- Ресурсный центр  Ростовской области   «Содействие» https://sodejstvie-rostov.ru/
 
 
Д) Иная информация:
Проекты и конкурсы, касающиеся вопросов инклюзивного и специального образования 
Презентация из опыта работы МБОУ г. Шахты «Лицей №11» по реализации инклюзивного образования https://yadi.sk/i/38gPST_rm5VDAg
Публикация  в "Вестникe практической психологии образования №4/2019". Авторы: Ясиновская И.Н., Манукян А.А.   Практика развития инклюзивного образования в МБОУ г. Шахты «Лицей № 11»
Публикация  в сборнике IV-ой Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы социального и инклюзивного образования детей и молодежи".

alt

  alt   alt

 

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ВОПРОС: Какие документы нужны для прохождения ГПМПК?

Если ребёнку необходимо пройти обследование в ЦПМПК, его родителям / законным  представителям необходимо собрать пакет документов:

  • Свидетельство о рождении / после 14 лет паспорт ребенка (оригинал и ксерокопия) 
  • Паспорт родителя (законного представителя ребенка) сопровождающего ребенка при прохождении комиссии (оригинал и ксерокопия) 
  • В случае отсутствия родителя на комиссии - доверенность лицу, представляющему интересы ребенка на ЦПМПК (доверенность должна быть заверена в установленном законом порядке). Паспорт лица, представляющего ребенка на ЦПМПК, паспорт родителя, написавшего доверенность (ксерокопии)
  • Постановление об установлении опеки (оригинал и ксерокопия) - для опекунов 
  • Справка МСЭ (при наличии) - оригинал и ксерокопия. 
  • Индивидуальная программа реабилитации и абилитации - ИПРА (при наличии) – оригинал и ксерокопия 
  • Выписка из медицинской карты ГБУ РО ОКПНБ (психоневрологический диспансер), если ребенок наблюдается в диспансере 
  • Выписка из медицинской карты поликлиники по месту жительства о развитии и здоровье ребенка с момента рождения по настоящее время (медицинская карта). 
  • Заключение комиссии (ПМПК) о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – ксерокопия 
  • Подробная педагогическая характеристика, заверенная подписями администрации, классного руководителя, печатью организации, с указанием даты 
  • Рабочие и контрольные тетради по русскому языку, математике. Дневник учащегося 
  • Рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка 
  • Направление от организации (школы, ДОУ, организации здравоохранения, социально-реабилитационного центра). В случаях, когда ребенок проходит обследование по инициативе родителей - направление не требуется.
  • Файл для документов, бахилы.

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее.
 

ВОПРОС: Можно ли пройти комиссию без направления от школы?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

ВОПРОС: Может ли родитель присутствовать при прохождении комиссии?

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

ВОПРОС: Что включают в себя специальные условия обучения?

Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

ВОПРОС: Каков срок действия заключения ПМПК? 

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.  Таким образом, каждый год проходить ГПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года со дня его получения, то оно действительно на всю ступень обучения.

ВОПРОС: Как подготовить ребенка к прохождению комиссии?

При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день. Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами. Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку. В процессе обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование. При ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даете установку на подобное поведение. Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно. После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как  Вы ожидали.

ВОПРОС: Какие категории детей нуждаются в особых условиях при сдаче ГИА?

Согласно Приказам Министерства образования и науки РФ № 1394 от 25.12. 2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», и № 1400 от 26.12. 2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся дети инвалиды могут проходить государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления в ГЭК, представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающий факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

ВОПРОС: Может ли ПМПК оставить ребёнка на второй год?
В ст.58 п. 8,9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается: «Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».  Таким образом, этот вопрос решается внутри образовательной организации совместно с родителями. Повторное обучение возможно не более одного раза. Если после дублирования программы ученик вновь не аттестован, то он направляется на ПМПК с целью перевода на адаптированную программу с учётом психофизических особенностей ребёнка (например, для детей с ЗПР).

ВОПРОС: Где могут обучаться дети с ОВЗ? Может ли ребёнок с лёгкой умственной отсталостью обучаться в лицее или гимназии?

Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок может обучаться в любой школе по адаптированным программам при условии территориальной отнесённости к этой школе.

https://nsportal.ru/user/424741/page/normativnye-dokumenty-rabota-s-detmi-s-ovz

 

Версия для слабовидящих:

GISMETEO: Погода по г.Шахты

2020
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30