Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальной, аудиальной) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Применение ИКТ (информационно - коммуникационных технологий): расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, а, в общем, способствует повышению качества образования. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям :создание презентаций к урокам, работа с Интернет ресурсами,
использование готовых обучающих программ ,разработка и использование собственных авторских программ.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений: технические умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; методические умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников; технологические умения, необходимые для использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся ; мониторинг их достижений. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока : для обозначения темы урока, в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию, как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.), для контроля учащихся. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть задания (тесты, кроссворды, ребусы, опорные схемы и т.д.), способствующие развитию мышления обучающихся. Использование ИКТ при проведении уроков повышает эффективность усвоения материала. Эти уроки привлекательны для детей насыщенностью информации, наглядностью и возможностью самостоятельно находить знания. Такие уроки способны, в свою очередь, формировать информационную и коммуникационную компетенцию учащихся, развивать и обогащать внутренний мир наших детей. Современные информационные технологии используются и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов. Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей. Воспитательной работе классного руководителя ИКТ помогают: при ведении документации: сокращает время, затрачиваемое на оформление документов; в работе с родителями: через «СМС - дневник» и «Электронный журнал»; в работе с учащимися: применение ИКТ позволяет объединить два процесса - образовательный и воспитательный в единое пространство и увлечь ребят. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
использование готовых обучающих программ ,разработка и использование собственных авторских программ.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений: технические умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; методические умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников; технологические умения, необходимые для использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся ; мониторинг их достижений. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока : для обозначения темы урока, в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию, как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.), для контроля учащихся. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть задания (тесты, кроссворды, ребусы, опорные схемы и т.д.), способствующие развитию мышления обучающихся. Использование ИКТ при проведении уроков повышает эффективность усвоения материала. Эти уроки привлекательны для детей насыщенностью информации, наглядностью и возможностью самостоятельно находить знания. Такие уроки способны, в свою очередь, формировать информационную и коммуникационную компетенцию учащихся, развивать и обогащать внутренний мир наших детей. Современные информационные технологии используются и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов. Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей. Воспитательной работе классного руководителя ИКТ помогают: при ведении документации: сокращает время, затрачиваемое на оформление документов; в работе с родителями: через «СМС - дневник» и «Электронный журнал»; в работе с учащимися: применение ИКТ позволяет объединить два процесса - образовательный и воспитательный в единое пространство и увлечь ребят. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Психолого-педагогические исследования показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует: повышению мотивации к учению повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, развитие наглядно-образного, информационного мышления, развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, повышению уровня комфортности обучения. Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.