В современном мире человек должен быть ориентирован на знания и использование новых технологий. Именно такого выпускника должна готовить современная школа. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, в становлении учебной самостоятельности.
Выпускник начальной школы должен:
•активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
•вводить текст с помощью клавиатуры;
•фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
•готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
•уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Владение ИКТ ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому обучающихся необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности. В нашем лицее кабинеты начальной школы для обучения лицеистов оснащены интерактивными досками, компьютерами, ровербуками,цифровыми лабораториями и соответствующими программами, с помощью которых полученные данные обрабатываются и визуализируются на экране компьютера. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. С помощью цифрового микроскопа погружаю каждого ученика в таинственный и увлекательный мир, где они узнают много нового и интересного. Ребята, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки, и человеческий волос, и жилки листа, и споры папоротника, и плесневый гриб. На уроках окружающего мира я использую цифровой микроскоп при изучении тем: «Что общего у разных растений?», «Кто такие насекомые?», «Тела и вещества», «Что такое вещество?», «В мире камня», «Свойства тел и веществ», «О строении вещества», «Кожа - наша первая одежда», «Питание», «Виды почвы. Охрана почвы» и др. Цифровой микроскоп позволяет видеть различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший предмет, но и сделать его цифровое фото. Не менее познавательно использую микроскоп для видеозаписи объектов, создаём короткие фильмы. В комплект цифровой лаборатории входит набор датчиков, с помощью которых провожу несложные наглядные эксперименты и опыты (датчик температуры, датчик звука, датчик света). Учащиеся выдвигают гипотезы, собирают данные при помощи датчиков, анализируют полученные данные для определения правильности гипотезы. Использование при проведении научных экспериментов в классе компьютера и датчиков обеспечивает точность измерений и позволяет непрерывно контролировать процесс, а также сохранять, отображать, анализировать и воспроизводить данные и строить на их основе графики. Применение датчиков Vernier способствует безопасности при проведении занятий по естественным наукам. Датчики температуры, подключаемые к компьютерам, дают возможность избежать использования учащимися ртутных или других стеклянных термометров, которые могут разбиться. Оборудование использую как на уроках, так и внеурочной деятельности при работе над проектами. Обучающиеся овладевают способами следующих видов деятельности: познавательной, практической, организационной, оценочной и деятельностью самоконтроля. При использовании цифровых лабораторий наблюдаются следующие положительные эффекты: повышение интеллектуального потенциала лицеистов;увеличивается процент обучающихся, участвующих в различных предметных, творческих конкурсах и повышается их результативность; занятия в традиционных предметных кружках сменились проектно - исследовательской деятельностью. Работа с данными электронными средствами позволяет формировать у обучающихся метапредметные результаты обучения.