shakhty-school11.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
 Сложившаяся мировая система образования призвана формировать у человека умение активно участвовать в происходящих процессах в условиях быстро меняющихся обстоятельств, руководствуясь в любой сфере деятельности ценностными ориентирами. Ценности являются важнейшими институтами общества, определяющими многие нормы и правила его существования и развития.Ценности – это основа и фундамент культуры, они в ней глубоко укоренены и выполняют роль ее важнейшего регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности. Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный характер. Приоритет тех или иных ценностей отражает степень духовности человека.
В наиболее последовательном виде ценности должны формироваться в  общеобразовательном учреждении, где происходит становление каждого человека на основе общечеловеческих, российских ценностей. Эффективное формирование продуктивных ценностей возможно в среде, где ценностные установки неуклонно соблюдаются и демонстрируются. Осознание этого позволило педагогическому коллективу МБОУ лицей №11 г.Шахты сформировать ценностно-ориентированное образовательно-воспитательное пространство, представляющее собой пространство культуры, основанной на традициях и новаторстве.
Только в атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации, обладающего чувством социальной и профессиональной ответственности, умеющего критически мыслить, ценить материальные и духовные ценности, способного творчески обогащать мир. Культура раздвигает границы выбора, позволяет лицеисту самому искать ответы на  вопросы, соотносить свои представления с уже сложившимися в обществе. Ценностные ориентации являются своеобразным инструментом построения жизненного плана  личности обучающегося. Поэтому важным для нас является адаптация выпускника лицея как носителя его ценностей в социуме, где существуют и другие ценности, о воспитании ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения.
Культурологический взгляд на процесс воспитания позволяет решать множество проблем, стоящих перед педагогами. «Избрать культурологическую позицию во взгляде на воспитание - значит анализировать ход педагогических событий через призму существующих культурных норм жизни и открытых культурой наивысших ценностей, значит учитывать прогрессивные  тенденции мировой культуры и взращивать молодого человека как гражданина  мира, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности культуры и, гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, общечеловеческими», - считает Н.Е.Щуркова [6,5].
Е.В. Бондаревская, отмечает, что «культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и  самоопределению в мире культурных ценностей» [1,58].  
Определение целей деятельности лицея осуществлялось исходя из выбранных нами приоритетов. В концепции ценностно-ориентированного образовательно-воспитательного пространства сформулирована стратегическая цель - становление личностного в человеке, предполагающего усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу общечеловеческой культуры. Тактическая цель - формирование человеческого капитала лицея через реализацию концепции ценностно-ориентированного образовательно-воспитательного пространства лицея.
Рассматривая различные классификации ценностей (Л.М.Архангельского,  В.П.Зинченко, В.А.Караковского, Н.Д.Никандрова, Н.С.Розова,  В.П.Тугаринова), мы остановились на подходе Н.С.Розова.Поэтому культурное ядро содержания воспитания составляют универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, ценности учебного заведения, ученика, педагога, а отношение к лицеисту определяется исходя из его понимания как целостной личности. Ценности нашего учебного заведения: лицеист, педагог, гуманизм, уважение к жизни, уважение к себе и другим, достоинство личностного «Я», ответственность, гражданская позиция, патриотизм, толерантность, труд, творчество, здоровье, высокая образованность, успех, радость, уважение к собственности.
Каждый субъект воспитательного пространства руководствуется чувством ответственности, долгом. Ответственное отношение к профессиональному труду реализуется через профессиональные усилия на постоянную ориентацию педагога на результативность своей работы, на качество продуктивности деятельности, выстраивание стратегии и тактики заботы о развитии ребенка во  имя его счастья. Лицеисты учатся быть ответственными, оказываясь в таких ситуациях, когда знают, что действуют сами и сами принимают решения, последствия которых относят только на свой счет. Происходит формирование мультикультурной позиции, которая подразумевает удержание человеком в своём сознании различных культурообусловленных точек зрения, проявление терпимости к ним, умение оперировать ими, учитывать их в общении и деятельности.
Создаваемая ценностно-ориентационная среда  предполагает формирование ценностного отношения к ценностям, формирование отношений, ценностных для жизни, формирование качеств свободной личности, усвоения духовно-нравственных норм жизни через различные формы учебно-воспитательной деятельности. Педагоги формируют у детей систему знаний о взаимосвязи человека с  природой, культурой, обществом, государством, о процессах становления личности, развивающейся в мире ценностей, в отношениях к другому человеку, к себе, ориентируют его на профессиональную деятельность. Становление личности ученика обеспечивается способами его жизнедеятельности, систематизированными знаниями о культуре, дающими ему возможность воспринимать действительность как целостную, ценностно-значимую картину мира и себя в мире. 
Важную роль в становлении личности школьника играет личность воспитателя, его воспитательная позиция. Н.Г.Алексеев, В.И.Слободчиков определяют позицию как «способ реализации базовых ценностей личности в её взаимоотношениях с другими». Профессиональная позиция предполагает сопряженность реализации человеком личностных ценностей и ценностей профессии.По мнению В.А. Петровского, за профессиональной ролью воспитателя   выстраивается универсальное отношение человека к человеку, заключающееся  в том, что своими поступками, иногда помимо своей воли, люди изменяют условия жизни друг друга [2].
Опыт работы лицея показывает необходимость создания лицейского этноса, форм поведения, нравственной атмосферы, достойного качества жизни для того, чтобы обучающийся мог быть ключевой фигурой и образцовым гражданином лицея и общества в целом.
Список источников.
1.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону. – 2000.
2.Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. – Тула. –1999.
3.Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления./Под ред. Н.Л. Селивановой. – М. – 2001.
4.Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М. – 2003.
5.Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе./Под ред. В.А. Сластенина. – М. – 2000.
6.Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М. – 2000.
 
Valuesand aims of educational space in  lyceum. Culture, values, humanism, education, space.
 
 
 

 

 

Версия для слабовидящих:

GISMETEO: Погода по г.Шахты

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930