Развитие одарённых детей в начальной школе
Существует более 100 определений одарённости и одарённого ребёнка.
Одарённость-это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
А одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Таким можно представить портрет одарённого ребёнка.
-
Проявляет любопытство, постоянно задаёт вопросы.
-
Не довольствуется одним вариантом решения.
-
Обладает богатой фантазией, воображением.
-
Высказывает своё мнение, отстаивает свою точку зрения.
-
Чувствителен к красоте.
-
Стремится к самовыражению.
По проблеме развития способностей детей, совместно с психологом, в нашем лицее была разработана программа психолого-педагогического сопровождения.
Цель программы: создать систему работы с одарёнными детьми на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания, развития личности.
Задачи:
-
Разработка психологических основ и создание системы развития одарённых детей;
-
Разработка практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребёнка, в условиях классно-урочной системы и индивидуальной работы;
-
Создание условий для самореализации интеллектуальных и творческих способностей детей.
Программа.
-
Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одарённых детей
-
Создание оптимальных условий для развития и самореализации одарённых детей
-
Создание условий для преемственности начальная школа-среднее звено.
Исходя из этого, были определены компоненты сопровождения:
-
Индивидуальная диагностика детей (совместно с психологом).
-
Составление рекомендаций для коррекционной работы (совместно с психологом).
-
Индивидуальная и групповая работа учащихся в рамках кружковой работы, на уроках (дифференцированное обучение)
-
Создание базы заданий по подготовке к олимпиадам, интеллектуальным играм.
-
Психологические тренинги для детей, при подготовке к олимпиадам, интеллектуальным играм.
-
Индивидуальная и групповая работа с родителями.
-
Преемственность начальная школа-среднее звено.
Для успешной подготовки учащихся к предметным олимпиадам, интеллектуальным конкурсам и играм собраны практические материалы: банк олимпиадных заданий по предметам, банк занимательного материала. Немаловажную роль играет работа с родителями ученика. Цель такой работы: обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком. Работа должна быть направлена на:
-
расширение возможностей понимания ребёнка;
-
выработку новой системы общения с ребёнком;
-
развитие умения сотрудничать с ребёнком.
В качестве примера хочу привести следующие рекомендации.
-
Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми
-
Родители должны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
-
Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
-
Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих
-
Интеллектуальную любознательность и готовность к поиску
-
Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению
-
Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.