shakhty-school11.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Электронная приемная МО учителей начальных классов
МО учителей начальных классов
«Формирование читательской компетентности как условия успешности обучения обучающихся начальной  школы»

         Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость обучаться и развиваться в течение всей жизни.
      Рефлексивная функция, которая обеспечивает осмысление педагогом основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей.
       Проектировочная функция проявляется в операционном, процедурном, технологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, т.е. в проектировании содержания, форм, методов и практической деятельности участников педагогического процесса, выборе наиболее эффективных методических приемов разрешения конкретных ситуаций.         
      Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм,
выполняющих функцию ценностей в педагогической деятельности, обусловливает учет определенных требований, предписаний, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта.
      Гуманистическая функция направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, установление позитивной концепции «Я- профессиональное».
      Демократические преобразования  в жизни общества повлекли за собой изменение образовательных парадигм, провозглашение педагогики взаимодействия. Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности вносит коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность  в педагогике приобретают гуманистические, личностные подходы  в учебно-воспитательном процессе.  Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности
Большое внимание в настоящее время уделяется активизации читательской деятельности школьников, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека.
    Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, в работе с семьями обучающихся.
    Основная цель моей педагогической деятельности как учителя начальных классов  – научить детей учиться. Умение учиться в свою очередь сводится к овладению универсальными учебными действиями.
    Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
    Ключевым УУД является умение читать, так как это основа успешности обучения учащихся. Чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины.
     В практике сложились такие способы возбуждения интереса к книге как чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с необычным литературным героем; привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций; краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение читательского впечатления от книги самого учителя; привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведения; сообщение полярных мнений о книге, высказанных литературными критиками.
   Ведущей идеей моей педагогической деятельности является целевая направленность и личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию младших школьников.
  В образовательном процессе я опираюсь на использование передовых технологий обучения: метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, деятельностный подход., здоровье-сберегающие, контрольно-оценочной деятельности. Именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей профессиональной деятельности.
   В основе моей работы лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности.
   Моя работа по формированию читательской компетентности реализуется по следующим направлениям:
1.Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
 2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", обучающиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотек.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
      Возможности, заложенные в новом стандарте, позволили развивать лучшие
качества в ученике, воспитывать его образованной, самостоятельной и творческой личностью. Он позволил выявлять потенциал детей, учителей и родителей. Благодаря этому участники образовательного процесса превращаются из механических исполнителей в творческих, заинтересованных в результатах своей деятельности субъектов образования.
                                                                                                                                                    С.В.Кривошеева
 

Версия для слабовидящих:

GISMETEO: Погода по г.Шахты

2018
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930