Дорогие ребята и родители!


В своей работе общественный инспектор по охране прав детства руководствуется:
-Конвенцией ООН о правах ребёнка
-Гражданским кодексом РФ;
-Семейным кодексом РФ;
-Законами РФ и Ростовской области;
-Нормативными документами по вопросам охраны прав детей;
Правовое воспитание в семье
Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая правовая культура. Так как правовая культура необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью
Правовое воспитание - это прежде всего целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому и их закрепление в сознании людей как признаваемых и уважаемых ими поведенческих стереотипов. Правовое воспитание поможет подготовить ребенка к жизни в обществе и воспитать в рамках общепринятых норм поведения. Правовое воспитание имеет целью формирование и развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Важную роль в обеспечении прав ребёнка играет его семья, в каждой семье создаётся индивидуальная семейная атмосфера и выбирается способ воспитания детей. Педагогические взгляды родителей связаны с их представлениями о жизненных перспективах, будущем детей и тем, что, на их взгляд, необходимо для достижения этих целей. В семье ребёнок получает свои первые индивидуальные умения и применяет их на практике посредством своих взаимоотношений с другими людьми, усваивает нормы и правила, которые регулируют его поведение в различных ситуациях повседневного общения.
Семья - это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В процессе воспитания в семье у детей развиваются навыки поведения, усваиваются критерии для его оценки, формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что позволяется и что запрещается, что такое справедливо и несправедливо. Поэтому родители ребенка должны стремиться, чтобы основой формирования личности подрастающего ребенка стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека, деликатность, вежливость и дисциплинированность
Современная цивилизация, ее гуманистические предпосылки приобретают в наши дни общечеловеческий характер. В то же время известно довольно значительное количество факторов лишений и злоупотреблений, жертвами которых становятся дети. Поэтому каждому родителю необходимо знать международные документы, определяющие права семьи и ребенка. Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство. Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:
• Декларация о правах ребёнка (1923 г.)
• Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
В Конвенции подчеркивается, что ребенок имеет следующие права:
• на создание условий для развития способностей, талантов;
• на получение образования;
• на участие в играх, культурных, творческих, развлекательных мероприятиях. Уважение к мнению, взглядам, личности ребенка должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права. Одно из важнейших требований Конвенции — развитие и укрепление у детей чувства чести и достоинства. В основном документе о правах детей Конвенции о правах ребёнка, подробно перечислены основные права детей, указана ответственность родителей. Родители должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка, дают указания и осуществляют руководство использованием тех прав, которые признаны Конвенцией (ст. 5).
Также родителям необходимо усвоить три принципа осуществления Конвенции:
• первый из которых, знание ее основных положений;
• второй понимание провозглашенных в ней прав;
• третий — поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.
Конвенция о правах ребенка 1989 г. Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье.
В полном согласии с этими всемирными документами находятся нормативные и законодательные акты, регламентирующие положение детей в России, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребенка. Семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путем предоставления других видов пособий и помощи семье
Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
• Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ
• Семейный кодекс РФ (1996 г.) – оговаривает, что родители не вправе причинить вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию.
• Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми – инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав. Кроме того, государством принят ряд нормативных правовых документов (президентская программа “Дети России” (2001 г. ).
• Законом «Об образовании» определяет права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В трудовом договоре, а также в договоре с родителями должны быть оговорены условия сохранения защиты прав и достоинств ребёнка.
В статье 57 Семейного кодекса говорится:
• «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного и административного разбирательства».
В статье 63 Семейного кодекса РФ указывается:
• Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
• Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.
Статья 65 Семейного кодекса гласит:
• Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
• Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
• При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
• Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей
Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие.
Таким образом, семья была, есть и, по видимому, всегда будет важнейшей средой духовно - нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности
Таким образом, семья является первым и наиважнейшим институтом социализации детей, а родители первыми учителями, они влияют на развитие детской личности своими знаниями, ценностями и своим поведением. Семья это среда, в которой первоначально осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь человеческого общества и в целом правовое воспитание будущего гражданина.
В рамках информационной кампании Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создал рекламно-информационные материалы по вопросам продвижения ценностей семьи, в т.ч. многодетной ("Сказки"), продвижения ценностей ответственного родительства, недопущения жестокого обращения с детьми ("Диалоги"), семейное устройство детей-сирот ("Супергерои").
С образцами материалов можно ознакомиться по ссылкам представленным ниже;
Видеоролик "Скажи о чем молчишь" - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Видеоролик "Пункт приема детских страхов" - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Видеоролик "Приснилось" - ЦЕННОСТЬ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ
Видеоролик «Матрешки» - ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ, МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ
Видеоролик "Сказки" - ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ, МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ
Видеоролик "Ваза" - воспитывая детей, начинайте с себя
Видеоролик "Диалоги" - НАУЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ ДЕТЕЙ
Видеоролик "Супергерои" - ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ
Видеоролик "Угол"
Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
С рождения ребенок имеет права:
обязанности:
-соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
С 6 лет добавляются права
обязанности:
ответственность:
С 8 лет добавляются права:
-на участие в детском общественном объединении;
обязанности:
ответственность:
С 10 лет добавляются права:
ответственность:
С 14 лет добавляются права:
обязанности:
ответственность:
С 15 лет добавляются права:
С 16 лет добавляются права:
ответственность:
С 17 лет добавляется обязанность:
В 18 лет человек становитсяполностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
|