Нетрадиционные формы проведения уроков занимают важное место в школьной практике, особенно в начальной школе, т. к. это связано с возрастными особенностями детей, игровой основой таких уроков, способствующей лучшему восприятию учебного материала.
Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. Все нетрадиционные уроки с использованием ИТ нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности.
В настоящий момент в общеобразовательной школе в качестве средств ИТ чаще всего используется пакет MicrosoftOffice. Учащиеся получают первоначальные навыки работы с такими средствами ИТ как: MSWord, MSExcel, MSPowerPoint, Paint.
В учебном процессе мультимедийные презентации, разработанные MSPowerPoint, используются, чтобы выступающий мог на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Выделяют следующие варианты использования MSPowerPoint в работе с учащимися при работе над исследовательским проектом:
1. Проведение презентации при объяснении нового материала. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т.п.
2. Наглядная демонстрация модели реального процесса. Построение диаграмм, таблиц, которые невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада, создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях.
4. Совместное изучение источников и материалов. Обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов.
5. Корректировка и тестирование знаний. Работа с тестирующими системами и тренажерами.
Табличный процессор MSExcel представляет собой достаточно мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц:
· создания, форматирования и печати таблиц данных;
· проведение расчетов различного уровня сложности;
· построения и оформления диаграмм и графиков различных типов на основе сложных табличных данных;
· анализа данных и построения сводных отчетов.
Комплект разрабатываемых в MSExcel материалов может включать в себя электронные таблицы, графики, проверочные тесты, кроссворды, таблицы «линии времени», диаграммы и др. Созданные учителем шаблоны для обработки экспериментальных данных можно использовать в процессе выполнения учащимися исследовательских проектов, практических индивидуальных заданий и т.д.
Текстовый процессор MSWord получил широкое распространение в практической деятельности учителя любой специализации. С помощью MSWord можно разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом процессоре, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Дидактические материалы, созданные в MSWord, способствуют организации личностно-ориентированного обучения, когда для более способных учащихся разрабатываются и подготавливаются более сложные задания или углубленные тесты, которые могут включать в себя смежные темы.
Дидактические материалы, созданные с помощью графического редактора Paint, способствуют развитию у учащихся эстетических качеств, фантазии, внимания, самостоятельного творчества. Выполняя задания на конструирование в Paint, развивается логическое мышление учащихся.
Нетрадиционные уроки с применением ИТ заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Использование ИТ в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень «современно» с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Литература.
1. Intel«Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft: Учеб. пособие. – 5-е изд., — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция» – 2006. – 368 с. + СD.
2. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. – 1994. ‑ №4. – С. 89‑96.
3. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. //Информатика и образование. – 2002. – № 6. – С. 12‑15.
4. Сергеев Т. Новые информационные технологии и содержание образования// Информатика и образование. – 1991. – №1. – С. 21‑24.