shakhty-school11.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Из опыта работы знаю, что человек должен заниматься любимым делом, поэтому,  провожу профильную ориентацию по предмету в лицее, выявляю  одаренных детей через предметные олимпиады, и развиваю их творческие способности. Знание  биологии,  экологии помогает человеку адаптироваться в обществе, стать социально зрелой личностью, способной принимать самостоятельные решения.  Поэтому своей задачей считаю формирование экологической грамотности, знание основных законов природы и общества, обеспечивающих освоение учащимися целостной картины мира.Основные принципы работы   в лицее, которые реализую на практике:

-взаимное  превосходство – если  у  кого то :получается хуже, чем у других , что- то должно получаться лучше; это что-то надо искать

- неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть

Мотивация поставленной задачи:

- освоение биологических и экологических знаний помогает социальной адаптации, формированию реализации своих возможностей;

- развитие элементов творчества на уроках позволяет ученикам сделать осознанный выбор своего жизненного пути и профессионального кредо;

-активное включение обучающегося в учебную и познавательную деятельность через работу НОУЛ «Фауна»;

-умение поставить цели и добиваться их реализации;

- профильная ориентация, получение знаний для охраны среды обитания человека.

Объект обучения– процесс обучения биологии и экологии на основе развития. творческих возможностей обучающихся и получения биологических и экологических знаний для обеспечения становления личности обучающихся.

Предмет обучения– развитие экологической грамотности личности на уроках биологии и экологии посредством интерактивных методов обучения и через участие в НОУЛ «Фауна».

Гипотеза обучения– повышение эффективности обучения лицеистов на уроках биологии и экологии возможно при использовании инновационных адаптивных педагогических технологий, направленных на разработку и применение таких форм, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности, критического мышления обучающихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении в исследовательской деятельности учащихся лицея.

Модель обучения в лицее биологии и экологии.

Решая выше указанную задачу (формирования экологической грамотности), учитывая, что в образовании требуется осуществить переход “от человека знающего - к человеку умеющему” (А.А. Зинченко), участвую в реализации тактической цели лицея «Формирование человеческого капитала лицея через реализацию концепции ценностноориентированного  образовательно – воспитательного пространства лицея».

Научное общество учащихся (НОУЛ)  «Фауна» - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Деятельность НОУЛ осуществляется на базе  МБОУ лицей №11 г. Шахты Ростовской области. Научное общество учащихся имеет свое название, эмблему, девиз.

Членами общества являются учащиеся 6 - 11-х классов, изъявившие желание активно участвовать в работе  общества.

Цель:создание условий для развития  экологического  критического мышления, умения выявлять ключевые экологические проблемы  и  генерировать пути их решения. -    Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности

 

Задачи:

*           Создание условий для самовыражения и самореализации;

*          Углубление экологических знаний.

*          Развитие творческого экологического  мышления

*          Совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности

*          Формирование аналитического отношения к собственной деятельности.

*           Популяризация научных  экологических знаний

*           Вооружение методами осуществления научного экологического поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности.

*          Векторы работы НОУЛ «Фауна»:  

*      1.Составление программ, разработка проектов и тем исследований;

*      2.Удовлетворение персонального спроса участников НОУЛ на изучение интересующих их проблем;

*       3.Участие в  олимпиадах, акциях,. конкурсах, турнирах, выставках;

*      4.Проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;

*      5.Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;

*      6.Руководство объединениями по интересам.

*                  7.Внеклассная  экологическая работа.

8.Природоохранная деятельность учащихся.

Научная экологическая деятельность даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

*                   развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);

*                   формирует  экологическое аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

*                    даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

*                  воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

*                  благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

 Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая        существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются  на трех уровнях:

*                  информационном - заключающемся  в получении  учащимися  новых  биологических  и экологических знаний;

*                  эмоциональном  -  через  радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей  личности;

*                  нравственно - психологическом  - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества

Принципы организация работы НОУЛ:

*                  интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУЛ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

*                  непрерывности - процесса длительного экологического  образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

*      межпредметного  многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предметов биологии и экологии широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

*      свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;

*      индивидуализации образовательной траектории одаренных  учащихся;

*      создания условий для самореализации личности;

*      социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;

Внеклассная экологическая работа  проводится среди  учащихся  1-11 классов.

 в течении всего учебного года

  Содержание и формы работы научного общества учащихся:

l  удовлетворение персонального спроса участников НОУЛ на изучение интересующих их проблем;

Необходимо максимально использовать возможности биологии и экологии для формирования духовной сферы личности.  Именно эти предметы позволяют школьнику понять и ответить на вопрос: “Почему человек в ответе за все, что происходит на Земле?”.

Одно из направлений в работе экологического общества “Фауна” – выявление экологического состояния окружающей среды и его влияния на здоровье человека. Данное направление реализуется с помощью походов экологическими тропами в Донлесхоз, Горный лес, сосновый бор, на реку Грушевку, реку Дон, исследования состояния этих природных сообществ.

У обучающихся стабильный интерес вызывает изучение антропогенного воздействия на природу. “Что будет с природой завтра?”, так называется сочинение  Анчутиной Анастасии, отмеченное грамотой городского экологического центра. Работа Белой Дарьи «Охрана почв Ростовской области» получила диплом на городской экологической конференции. У учащихся, вызывает стабильный интерес участие в исследовательской работе по  экологии  Ростовской области.

Направления исследовательской  деятельности учащихся в рамках НОУЛ «Фауна»: 

1.    Экологическое состояние среды обитания, и её влияние на здоровье человека;

2.    Состояние растительного покрова и животного мира Ростовской области.

Учащиеся исследуют глобально важные вопросы теоретически и практически.

Деятельный подход к обучению экологии позволяет школьникам:

·       освоить систему знаний об экологическом состоянии средыобитания человека;

·       овладеть умениями, находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в СМИ, выносить аргументированные суждения по экологическим вопросам с привлечением данных исследовательских работ;

·                   применять полученные знания в конкретных ситуациях, нести ответственность за принятие решений.

Формирование вышеуказанных компетенций, применение современных педагогических технологий,  позволили моим ученикам победить в предметных олимпиадах различного уровня, получить призовые места в научно-практических конференциях, на соревнованиях предметных слетов, успешно поступать в профильные ВУЗы на протяжении двух десятков лет.

Работа общества “Фауна”  была отмечена грамотами Детского экологического центра “Казачий”, экологического клуба “Экос” (Городского дома детского творчества.)

В течение многих лет мои ученики  являются победителями муниципальных, региональных туров олимпиад по биологии, экологии муниципального,  регионального уровня  и федерального уровня.

Учащиеся лицея ежегодно участвуют в акциях

 «Не жгите люди листья»  

«1 декабря – День борьбы со СПИДом»;

«Берегите Елочку!» 

«Берегите, птиц!» «Кормушка».

«Берегите весенние цветы!».

«Экология. Безопасность. Жизнь». 

Были организованы выставки фотографий и рисунков. Такая форма работы воспитывает интерес и любовь к окружающему миру, к своей малой Родине; развитию эстетического восприятию окружающего мира; формированию активной жизненной позиции по решению природоохранных проблем родного края.

 Наш лицей является базовой школой города по биологии, поэтому в рамках НОУЛ была активизирована работа секции – биология, а именно работа экологического общества “Фауна”.

На заседаниях  общества решались вопросы, связанные с экологическим образованием учащихся лицея.  Актив общества “Фауна” обучается в профильных химико-биологических классах. Лекторская группа, под руководством председателя общества Белой Дарьи выступала с серией лекций перед учащимися 5 – 8 классов по теме «Здоровый образ жизни». В течение учебного года  учащиеся экологического общества изучали экологическое состояние окружающей среды Ростовской области,  и сделали несколько  выпусков  экологического вестника.

Ежегодно учащиеся лицея участвовуют в экологических олимпиадах муниципального и регионального уровня занимают призовые места:

Учащиеся НОУЛ «Фауна» принимали активное участие во всех городских и областных акциях:

«Кормушка» - учащиеся  6 «А» и 7 «Б» в течение зимы  подкармливали птиц;

«Зеленая планета Земля» - учащиеся 6-х и 8-х классов приняли участие в конкурсе рисунков;

Российский национальный конкурс водных проектов учащаяся 11 «А» класса Лейрих Екатерина участвовала в областной конференции и получила диплом за работу «Флора и фауна реки Грушевка».

«Экология – Безопасность – Жизнь» - учащиеся 5х – 11-х классов принимали активное участие в уборке территории лицея и города от мусора.

Учащиеся  10 «Б» класса Бабаниязова Алина, Калиновская Елена, Ермоленко Екатерина  подготовили социальный проект «Здоровое питание – залог здоровья школьника» в рамках акции «Я – гражданин России».

Всем составом экологическое общество «Фауна» совершило научно – познавательную поездку в Белокалитвенский район х.Погорелый для изучения флоры и фауны Ростовской области..

Написаны и успешно защищены на городских и региональных конференциях по экологии исследовательские работы Кудлаева Юлия (10кл.) «Лекарственные растения и их применение», Карасева Ксения (11кл.) Инфекционные болезни и их профилактика». Приняли участие    конкурсе федерального уровня  научно – инновационных проектов компании «Сименс» в России «Чистая планета для нашего будущего» (2011-2012г.г.)  , Бабаниязова Алина (10 Б) «Отходы и способы их переработки».

Проведены классные часы на экологические темы: «Ее величество – Вода»; «Птичий базар»; «Путешествие с культурными растениями»  и «Экологический светофор».

   Результатами творческой деятельности НОУЛ является - воспитание творческой,  экологически грамотной личности, способной видеть экологические проблемы и выбирать оптимальные пути их решения.

 

 

Версия для слабовидящих:

GISMETEO: Погода по г.Шахты

2024
Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031