Из опыта работы знаю, что человек должен заниматься любимым делом, поэтому, провожу профильную ориентацию по предмету в лицее, выявляю одаренных детей через предметные олимпиады, и развиваю их творческие способности. Знание биологии, экологии помогает человеку адаптироваться в обществе, стать социально зрелой личностью, способной принимать самостоятельные решения. Поэтому своей задачей считаю формирование экологической грамотности, знание основных законов природы и общества, обеспечивающих освоение учащимися целостной картины мира.Основные принципы работы в лицее, которые реализую на практике:
-взаимное превосходство – если у кого то :получается хуже, чем у других , что- то должно получаться лучше; это что-то надо искать
- неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть
Мотивация поставленной задачи:
- освоение биологических и экологических знаний помогает социальной адаптации, формированию реализации своих возможностей;
- развитие элементов творчества на уроках позволяет ученикам сделать осознанный выбор своего жизненного пути и профессионального кредо;
-активное включение обучающегося в учебную и познавательную деятельность через работу НОУЛ «Фауна»;
-умение поставить цели и добиваться их реализации;
- профильная ориентация, получение знаний для охраны среды обитания человека.
Объект обучения– процесс обучения биологии и экологии на основе развития. творческих возможностей обучающихся и получения биологических и экологических знаний для обеспечения становления личности обучающихся.
Предмет обучения– развитие экологической грамотности личности на уроках биологии и экологии посредством интерактивных методов обучения и через участие в НОУЛ «Фауна».
Гипотеза обучения– повышение эффективности обучения лицеистов на уроках биологии и экологии возможно при использовании инновационных адаптивных педагогических технологий, направленных на разработку и применение таких форм, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности, критического мышления обучающихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении в исследовательской деятельности учащихся лицея.
Модель обучения в лицее биологии и экологии.
Решая выше указанную задачу (формирования экологической грамотности), учитывая, что в образовании требуется осуществить переход “от человека знающего - к человеку умеющему” (А.А. Зинченко), участвую в реализации тактической цели лицея «Формирование человеческого капитала лицея через реализацию концепции ценностноориентированного образовательно – воспитательного пространства лицея».
Научное общество учащихся (НОУЛ) «Фауна» - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Деятельность НОУЛ осуществляется на базе МБОУ лицей №11 г. Шахты Ростовской области. Научное общество учащихся имеет свое название, эмблему, девиз.
Членами общества являются учащиеся 6 - 11-х классов, изъявившие желание активно участвовать в работе общества.
Цель:создание условий для развития экологического критического мышления, умения выявлять ключевые экологические проблемы и генерировать пути их решения. - Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
Задачи:
* Создание условий для самовыражения и самореализации;
* Углубление экологических знаний.
* Развитие творческого экологического мышления
* Совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности
* Формирование аналитического отношения к собственной деятельности.
* Популяризация научных экологических знаний
* Вооружение методами осуществления научного экологического поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности.
* Векторы работы НОУЛ «Фауна»:
* 1.Составление программ, разработка проектов и тем исследований;
* 2.Удовлетворение персонального спроса участников НОУЛ на изучение интересующих их проблем;
* 3.Участие в олимпиадах, акциях,. конкурсах, турнирах, выставках;
* 4.Проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
* 5.Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
* 6.Руководство объединениями по интересам.
* 7.Внеклассная экологическая работа.
8.Природоохранная деятельность учащихся.
Научная экологическая деятельность даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
* развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
* формирует экологическое аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
* даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
* воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
* благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются на трех уровнях:
* информационном - заключающемся в получении учащимися новых биологических и экологических знаний;
* эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
* нравственно - психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
Принципы организация работы НОУЛ:
* интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУЛ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
* непрерывности - процесса длительного экологического образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
* межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предметов биологии и экологии широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
* свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
* индивидуализации образовательной траектории одаренных учащихся;
* создания условий для самореализации личности;
* социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
Внеклассная экологическая работа проводится среди учащихся 1-11 классов.
в течении всего учебного года
Содержание и формы работы научного общества учащихся:
l удовлетворение персонального спроса участников НОУЛ на изучение интересующих их проблем;
Необходимо максимально использовать возможности биологии и экологии для формирования духовной сферы личности. Именно эти предметы позволяют школьнику понять и ответить на вопрос: “Почему человек в ответе за все, что происходит на Земле?”.
Одно из направлений в работе экологического общества “Фауна” – выявление экологического состояния окружающей среды и его влияния на здоровье человека. Данное направление реализуется с помощью походов экологическими тропами в Донлесхоз, Горный лес, сосновый бор, на реку Грушевку, реку Дон, исследования состояния этих природных сообществ.
У обучающихся стабильный интерес вызывает изучение антропогенного воздействия на природу. “Что будет с природой завтра?”, так называется сочинение Анчутиной Анастасии, отмеченное грамотой городского экологического центра. Работа Белой Дарьи «Охрана почв Ростовской области» получила диплом на городской экологической конференции. У учащихся, вызывает стабильный интерес участие в исследовательской работе по экологии Ростовской области.
Направления исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУЛ «Фауна»:
1. Экологическое состояние среды обитания, и её влияние на здоровье человека;
2. Состояние растительного покрова и животного мира Ростовской области.
Учащиеся исследуют глобально важные вопросы теоретически и практически.
Деятельный подход к обучению экологии позволяет школьникам:
· освоить систему знаний об экологическом состоянии средыобитания человека;
· овладеть умениями, находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в СМИ, выносить аргументированные суждения по экологическим вопросам с привлечением данных исследовательских работ;
· применять полученные знания в конкретных ситуациях, нести ответственность за принятие решений.
Формирование вышеуказанных компетенций, применение современных педагогических технологий, позволили моим ученикам победить в предметных олимпиадах различного уровня, получить призовые места в научно-практических конференциях, на соревнованиях предметных слетов, успешно поступать в профильные ВУЗы на протяжении двух десятков лет.
Работа общества “Фауна” была отмечена грамотами Детского экологического центра “Казачий”, экологического клуба “Экос” (Городского дома детского творчества.)
В течение многих лет мои ученики являются победителями муниципальных, региональных туров олимпиад по биологии, экологии муниципального, регионального уровня и федерального уровня.
Учащиеся лицея ежегодно участвуют в акциях
«Не жгите люди листья»
«1 декабря – День борьбы со СПИДом»;
«Берегите Елочку!»
«Берегите, птиц!» «Кормушка».
«Берегите весенние цветы!».
«Экология. Безопасность. Жизнь».
Были организованы выставки фотографий и рисунков. Такая форма работы воспитывает интерес и любовь к окружающему миру, к своей малой Родине; развитию эстетического восприятию окружающего мира; формированию активной жизненной позиции по решению природоохранных проблем родного края.
Наш лицей является базовой школой города по биологии, поэтому в рамках НОУЛ была активизирована работа секции – биология, а именно работа экологического общества “Фауна”.
На заседаниях общества решались вопросы, связанные с экологическим образованием учащихся лицея. Актив общества “Фауна” обучается в профильных химико-биологических классах. Лекторская группа, под руководством председателя общества Белой Дарьи выступала с серией лекций перед учащимися 5 – 8 классов по теме «Здоровый образ жизни». В течение учебного года учащиеся экологического общества изучали экологическое состояние окружающей среды Ростовской области, и сделали несколько выпусков экологического вестника.
Ежегодно учащиеся лицея участвовуют в экологических олимпиадах муниципального и регионального уровня занимают призовые места:
Учащиеся НОУЛ «Фауна» принимали активное участие во всех городских и областных акциях:
«Кормушка» - учащиеся 6 «А» и 7 «Б» в течение зимы подкармливали птиц;
«Зеленая планета Земля» - учащиеся 6-х и 8-х классов приняли участие в конкурсе рисунков;
Российский национальный конкурс водных проектов учащаяся 11 «А» класса Лейрих Екатерина участвовала в областной конференции и получила диплом за работу «Флора и фауна реки Грушевка».
«Экология – Безопасность – Жизнь» - учащиеся 5х – 11-х классов принимали активное участие в уборке территории лицея и города от мусора.
Учащиеся 10 «Б» класса Бабаниязова Алина, Калиновская Елена, Ермоленко Екатерина подготовили социальный проект «Здоровое питание – залог здоровья школьника» в рамках акции «Я – гражданин России».
Всем составом экологическое общество «Фауна» совершило научно – познавательную поездку в Белокалитвенский район х.Погорелый для изучения флоры и фауны Ростовской области..
Написаны и успешно защищены на городских и региональных конференциях по экологии исследовательские работы Кудлаева Юлия (10кл.) «Лекарственные растения и их применение», Карасева Ксения (11кл.) Инфекционные болезни и их профилактика». Приняли участие конкурсе федерального уровня научно – инновационных проектов компании «Сименс» в России «Чистая планета для нашего будущего» (2011-2012г.г.) , Бабаниязова Алина (10 Б) «Отходы и способы их переработки».
Проведены классные часы на экологические темы: «Ее величество – Вода»; «Птичий базар»; «Путешествие с культурными растениями» и «Экологический светофор».
Результатами творческой деятельности НОУЛ является - воспитание творческой, экологически грамотной личности, способной видеть экологические проблемы и выбирать оптимальные пути их решения.