Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи является приоритетной в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал: от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному образованию. Эта проблема стоит перед всем образовательным сообществом, и каждое образовательное учреждение по-своему пытается ее решить.
МБОУ лицей №11 г.Шахты занимает в этом ряду особое место, ибо по своему статусу, учебного заведения повышенного уровня, призван развивать таланты и склонности, готовить будущую интеллигенцию с элитарным образованием.
Это направление реализует основные концептуальные положения лицея: создание условий для полноценного развития детской одаренности, формирование информационной культуры, оптимальное сочетание основного и дополнительного образования.
Оно включает в себя комплекс мер по созданию эффективного образовательного пространства, благоприятногодля реализации творческого потенциала учеников; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию.
Учреждение имеет качественные материально-технические условия для успешного обучения детей и развития детской одаренности: создана информационная образовательная среда, оборудованы современной компьютерной техникой учебные кабинеты, имеется свободный выход в Интернет, новейшие средства ИКТ, коллекция цифровых образовательных ресурсов, экранно-звуковые средства.
Обучение осуществляют опытные, талантливые педагоги.
Проектирование и организация образовательного процесса выстраивается с учётом основных принципов работы с одарёнными детьми.
Обучение в начальном звене лицея в соответствии с ФГОС начального общего образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, через развивающие технологии Д.Б. Эльконина-В.В.Давыыдова, Л.В. Занкова, организацию исследовательской деятельности, что способствует не только формированию знаний и умений, но и познавательному развитию детей, воспитанию личностных качеств. Специфической составляющей в отношении целей обучения одарённых детей являются высокий уровень и широта общеобразовательной подготовки, что влияет на развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.
С целью удовлетворения потребностей учащихся в дополнительном образовании, возможностью лицея комплексно охватить интересы ребенка в соответствии с его талантами и способностями, в лицее создано научное общество учащихся начальных классов «Магистры» (НОУЛ).
Основные задачи НОУЛ «Магистры»:
- формирование интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
- развитие творческого мышления, потребности в знаниях, высоконравственных качеств и духовной культуры;
- выявление и поддержка интересов учащихся к научно-исследовательской деятельности, углубленному изучению различных областей науки.
Научно-исследовательская деятельность осуществляется под руководством учителя в рамках функционирующего учебного процесса, воспитательной системы лицея, НОУЛ.
В рамках учебного процесса дети готовят доклады, сообщения, учебные и творческие проекты, участвуют в семинарах, интеллектуальных марафонах, конкурсах общероссийского, регионального, муниципального уровней.
Научное общество учащихся (НОУЛ) охватывает все звенья лицея. В лицее создана и функционирует кафедра «Одаренные дети», которая представлена в среднем и старшем звене деятельностью НОУЛ по различным направлениям:
«Фауна», «Архимед», «Феникс»- краеведение;
«Фемида»- правовое направление;
«Росток»-филологическое;
«Квант»-направление естественно-научного цикла.
Цель НОУЛ на данном этапе - формирование научно-исследовательской культуры лицеистов через участие в научно-исследовательских и научно-практических конференциях.
В лицее проводятся мониторинги интеллектуальных и творческих достижений учащихся, качества знаний, сформированности учебной деятельности. Имеется банк данных по одарённым детям, созданы лицейские сборники научно-исследовательских работ, банк медиа-ресурсов (презентации), которые используются во внеклассной и урочной деятельности.
Итогом целенаправленной работы всего педагогического коллектива по развитию детской одаренности является высокое качество образования, вхождение в российское образовательное информационное пространство, участие лицеистов в Интернет-проектах, победы во всероссийских, региональных конкурсах и конференциях, печатные статьи, 100% поступление выпускников лицея в ВУЗы страны и успешная социальная адаптация.
Считаем главным для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.