Проблемы образования и воспитания встают перед людьми на любом этапе культурно-исторического развития. Но особенно актуальны эти вопросы в настоящее время, что связано с изменением требований к человеку со стороны общества. Без реальных механизмов образования и воспитания успехов добиться невозможно. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности.
В связи с этим приобретает особое значение проблема обучения и воспитания одарённых детей.
Одарёнными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы развития таких детей определяются "уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности".
Вопросами одарённости занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одарённости американских психологов Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Барона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Керрола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Проблемы одарённости изучались отечественными психологами Матюшкиным А.М., Шумаковой Н.Б., Чистяковой Г.Д.
Предметом дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одарённости. Начиная с работ Ф. Гальтона, не теряет авторитет концепция врожденной одарённости. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одарённости. Одарённые дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников в других отношениях. В современном обществе существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Несвоевременное выявление одарённости приводит к формированию стремления не выделяться, к нивелированию творческих способностей. «Усреднение» одарённого ребенка сопровождается наличием выраженных невротических явлений – «синдромом бывшего вундеркинда». Поэтому очевидна острая необходимость в своевременном выявлении и развитии одарённости детей.
Лицей – особое образовательное учреждение, ориентированное на работу с одарёнными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению. Лицей дает образование повышенного уровня, готовит учащихся к творческому интеллектуальному труду. Поэтому, важным для педагогического коллектива является работа с одарёнными детьми. Сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Каждый ребёнок - индивидуальность. В каждом есть «искра», которую можно разжечь. И, поэтому, у каждого учителя есть возможность сделать своих учеников талантливыми, увлеченными, одарёнными, несущими радость людям. Учителя и родители могут найти в каждом ребенке «центр», какую-нибудь особенность, талант, силу, преобладающую над другими силами его духа.
С целью выявления, изучения одарённых детей, выявления и развития творческих способностей учащихся в МОУ лицей № 11 создана программа «Открытие», задачами которой являются: диагностика уровня творческой одарённости детей, выявление наиболее талантливых детей; изучение интеллектуальных особенностей одарённых детей; составление индивидуальной карты развития одарённых детей; адаптация талантливых детей в социальной среде; психологическое сопровождение одарённых детей; создание психолого-педагогических условий развития одарённого ребенка; подготовка творческого учителя, способного помочь творческим учащимся; психологическая подготовка родителей; проявление уважения к индивидуальности ученика.
Программа основывается на концепции психологической структуры одарённости Матюшкина А.М.; культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской; идее Ф.Ницше о творческой личности; психологии и педагогике творчества; деятельностном подходе к обучению; принципах индивидуализации и дифференциации; творческих принципах самоорганизации: природосообразности, культуросообразности, гуманизма, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смысловой направленности образования, личностной деятельности, веры в ребенка, сотрудничества педагога с детьми, включения личности в значимую деятельность; свободы выбора; вариативности; интегративности; принципах учёта направленности личности и принципах учёта социально-профессионального опыта.
В программе «Открытие» определены структура творческой одарённости, отличительные особенности, категории, проблемы одарённых детей, диагностика и самодиагностика одарённых и талантливых детей, уровни формирования познавательных потребностей, основные направления работы, формы, методы работы с одарёнными детьми, организационно-функциональное обеспечение, ожидаемые результаты.
Реализуются педагогика индивидуализации; осуществляется развитие дивергентного мышления, педагогическая поддержка.
Формы работы разнообразны - индивидуальный учебный план, индивидуальные программы по отдельным учебным предметам; дифференциация параллелей, выделение группы одарённых учащихся из параллели, группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям; индивидуальные, факультативные занятия, консультации; творческие группы, научное общество учителей и лицеистов (НОУЛ), научно-практические конференции, проектная деятельность, интеллектуальные марафоны, социально-педагогические проекты, участие в олимпиадном движении; КТД, ролевая игра, ролевые тренинги, проблемные миникурсы, «мозговые штурмы», практикумы, творческие зачеты; построение «Я-концепции» творческого саморазвития, запись жизненных наблюдений, анализ отдельных ситуаций, коммуникативное развитие, курс импровизации.
Ведущими и основными методами обучения одарённых детей являются методы, соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых учащихся и имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал: проблемные, диалоговые, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, стимулирования.
Основными направлениями программы «Открытие», включающими цель, способы реализации являются: 1.Развитие одарённых детей в семье. Развитие творческих способностей детей. 2.Развитие одарённого ребенка на начальной ступени лицея. 3.Развитие одарённых подростков. 4.Развитие одарённости юношества. 5.Подготовка учителей для работы с одарёнными детьми.
Ведущую роль в работе с одарёнными детьми играет НОУЛ.Педагогический коллектив лицея считает, что подготовка ученика-исследователя как творческой, социально активной личности нового типа может осуществляться только в процессе научно-исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью. Поэтому формирование научно-исследовательской культуры - необходимый компонент процесса подготовки лицеистов к решению многообразных учебных, впоследствии - производственных и жизненных задач. Научно-исследовательская деятельность требует знания специфики и технологии научного экспериментирования и исследовательского поиска, методологии и технологии эксперимента, что неизбежно приводит к определению сферы научных интересов, раскрытию способностей лицеистов выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пропагандиста новых идей, технологий, концепций. Такая научно-исследовательская деятельность неизбежно приводит к определению сферы научных интересов, раскрытию способностей лицеистов в процессе активного познания. Занятие научно-исследовательской деятельностью, в ходе которой заложенные от природы потребности учеников в поиске решения возникающих задач приобретают характер научного познания действительности, предоставляет значительные возможности для саморазвития личностного потенциала в процессе приобретения необходимых знаний и умений.
В период с сентября 2008 г. по сентябрь 2011 г.влицее функционировала областная экспериментальная площадка «Формирование научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея».В ходе экспериментальной деятельности была выявлена положительная динамика уровня научно-исследовательской культуры.
В рамках инновационного проекта осуществлялось создание условий для формирования научно-исследовательской культуры учащихся
в ценностно-ориентированном образовательно-воспитательном пространстве лицея:
-обеспечение функционирования интегративных сред пространства лицея;
-разработка и внедрение в практику работы специального теоретического спецкурса, формирующего научно-исследовательскую компетентность лицеистов;
-осуществление интеграции общего, среднего специального, высшего и дополнительного образования, способствующей преемственности данных образовательных систем в формировании научно-исследовательской деятельности лицеистов и обеспечивающей выбор ими различных форм участия в научно-исследовательской деятельности, представления ее результатов.
Можно констатировать, что участие лицеистов в работе научного общества учителей и лицеистов, в организации научно-практических конференций, в проектной деятельности доказали свою эффективность.
В результате работы с одарёнными осуществляется реализация новых философско-педагогических, психолого-педагогических подходов к пониманию одарённого ребёнка, его обучению, воспитанию и развитию; новых концептуальных педагогических идей построения содержания и методов образования; новых форм организации жизни и деятельности, а также работы педагогов, взаимодействия лицея с родителями и социальной средой.