shakhty-school11.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Проблемы  образования и воспитания  встают   перед   людьми   на  любом  этапе  культурно-исторического  развития.  Но  особенно  актуальны эти вопросы    в  настоящее  время,  что  связано  с  изменением  требований  к   человеку  со  стороны  общества.  Без реальных механизмов образования и воспитания успехов добиться невозможно.  Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности. 

В связи с этим   приобретает особое значение проблема обучения и воспитания одарённых детей.    

Одарёнными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.  Перспективы развития таких детей определяются "уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности".

Вопросами одарённости занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одарённости американских психологов Дж. Гилфорда,                   П. Торренса, Ф. Барона, К. Тейлора. На основе идей психологов                    Дж. Керрола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Проблемы одарённости изучались отечественными психологами Матюшкиным А.М., Шумаковой Н.Б., Чистяковой Г.Д.

Предметом дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одарённости. Начиная с работ Ф. Гальтона, не теряет авторитет концепция врожденной одарённости. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одарённости. Одарённые дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников в других отношениях. В  современном обществе существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Несвоевременное выявление одарённости приводит к  формированию стремления не выделяться,  к нивелированию творческих способностей. «Усреднение» одарённого ребенка сопровождается наличием выраженных невротических явлений – «синдромом бывшего вундеркинда». Поэтому очевидна острая необходимость в своевременном выявлении и развитии одарённости детей.

Лицей – особое образовательное учреждение, ориентированное на работу с одарёнными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению. Лицей дает образование повышенного уровня, готовит учащихся к творческому интеллектуальному труду. Поэтому,  важным  для педагогического коллектива  является работа  с  одарёнными детьми. Сегодня – это забота о развитии науки, культуры и  социальной жизни завтра.

Каждый ребёнок - индивидуальность. В каждом есть «искра», которую можно разжечь.  И, поэтому, у  каждого учителя есть возможность сделать своих учеников  талантливыми, увлеченными, одарёнными, несущими радость людям. Учителя и родители могут найти в каждом ребенке «центр», какую-нибудь особенность, талант, силу, преобладающую над другими силами его духа.  

С целью   выявления, изучения одарённых детей,   выявления и развития  творческих способностей   учащихся  в МОУ лицей № 11 создана программа «Открытие», задачами  которой являются: диагностика уровня творческой одарённости детей, выявление наиболее талантливых детей; изучение интеллектуальных особенностей одарённых детей; составление индивидуальной  карты развития одарённых детей; адаптация талантливых детей в социальной среде; психологическое сопровождение одарённых детей; создание психолого-педагогических условий развития одарённого ребенка; подготовка творческого учителя, способного помочь творческим учащимся; психологическая  подготовка родителей; проявление уважения к индивидуальности ученика.

Программа основывается на концепции психологической структуры одарённости Матюшкина А.М.; культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской; идее Ф.Ницше о творческой личности; психологии и педагогике творчества; деятельностном подходе к обучению; принципах индивидуализации и дифференциации; творческих принципах самоорганизации:   природосообразности, культуросообразности, гуманизма, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смысловой направленности образования, личностной деятельности, веры в ребенка, сотрудничества педагога с детьми, включения личности в значимую деятельность; свободы выбора; вариативности; интегративности; принципах учёта направленности личности и принципах учёта социально-профессионального опыта.

В программе «Открытие»  определены  структура творческой одарённости, отличительные особенности, категории,  проблемы одарённых детей,  диагностика  и самодиагностика одарённых и талантливых детей, уровни формирования познавательных потребностей, основные направления работы, формы, методы работы с одарёнными детьми, организационно-функциональное обеспечение, ожидаемые результаты.

Реализуются педагогика индивидуализации; осуществляется   развитие дивергентного мышления, педагогическая поддержка.

Формы работы  разнообразны -  индивидуальный учебный план,   индивидуальные программы по отдельным учебным предметам; дифференциация параллелей,    выделение группы одарённых учащихся из параллели, группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям;   индивидуальные, факультативные занятия, консультации; творческие группы,  научное общество учителей и лицеистов (НОУЛ),  научно-практические конференции, проектная деятельность, интеллектуальные марафоны,   социально-педагогические проекты, участие в олимпиадном движении; КТД, ролевая игра, ролевые тренинги, проблемные миникурсы, «мозговые штурмы», практикумы, творческие зачеты;   построение «Я-концепции» творческого саморазвития, запись жизненных наблюдений, анализ отдельных ситуаций, коммуникативное развитие, курс импровизации.

Ведущими и основными методами обучения одарённых детей являются  методы, соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых учащихся и имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал: проблемные, диалоговые, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, стимулирования.   

Основными направлениями программы «Открытие», включающими  цель, способы реализации  являются: 1.Развитие одарённых детей в семье.  Развитие творческих способностей детей. 2.Развитие одарённого ребенка на начальной ступени лицея. 3.Развитие одарённых подростков. 4.Развитие одарённости юношества.  5.Подготовка учителей для работы с одарёнными детьми.

Ведущую  роль в работе с одарёнными детьми играет НОУЛ.Педагогический коллектив лицея считает,   что подготовка  ученика-исследователя  как творческой, социально активной личности нового типа может  осуществляться только в процессе научно-исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью. Поэтому формирование  научно-исследовательской культуры   - необходимый компонент процесса подготовки  лицеистов к решению многообразных учебных, впоследствии - производственных и жизненных задач.  Научно-исследовательская деятельность  требует знания специфики и технологии научного экспериментирования и исследовательского поиска, методологии и технологии   эксперимента, что неизбежно приводит к определению сферы научных интересов, раскрытию способностей  лицеистов выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пропагандиста новых идей, технологий, концепций. Такая научно-исследовательская деятельность неизбежно приводит к определению сферы научных интересов, раскрытию способностей  лицеистов в процессе активного познания. Занятие научно-исследовательской деятельностью, в ходе которой заложенные от природы потребности  учеников в поиске решения возникающих задач приобретают характер научного познания действительности, предоставляет значительные возможности для саморазвития личностного потенциала в процессе приобретения необходимых знаний и умений. 

В период с  сентября 2008 г.  по  сентябрь  2011 г.влицее функционировала  областная экспериментальная площадка «Формирование научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея».В ходе   экспериментальной деятельности была выявлена положительная динамика уровня научно-исследовательской культуры.

   В рамках  инновационного проекта осуществлялось  создание условий для формирования научно-исследовательской культуры учащихся

в ценностно-ориентированном образовательно-воспитательном пространстве лицея:
         -обеспечение   функционирования интегративных сред пространства лицея;

-разработка и внедрение в практику работы  специального теоретического  спецкурса, формирующего научно-исследовательскую компетентность лицеистов;

-осуществление интеграции   общего, среднего специального, высшего  и дополнительного образования, способствующей преемственности данных образовательных систем в формировании  научно-исследовательской деятельности  лицеистов и обеспечивающей выбор ими различных форм участия в  научно-исследовательской деятельности, представления ее результатов.

Можно констатировать, что  участие лицеистов в работе научного общества учителей и лицеистов, в организации научно-практических конференций, в проектной деятельности доказали свою эффективность.

В результате работы с одарёнными осуществляется реализация новых философско-педагогических, психолого-педагогических подходов к пониманию одарённого ребёнка, его обучению, воспитанию и развитию; новых концептуальных педагогических идей построения содержания и методов образования; новых форм организации жизни и деятельности, а также  работы педагогов, взаимодействия  лицея с родителями и социальной средой.

 

Версия для слабовидящих:

GISMETEO: Погода по г.Шахты

2024
Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031