shakhty-school11.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА  КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ   К  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКЕ  УЧИТЕЛЯ

 

В статье рассматривается взаимосвязь  и общность культуры и образования,  значимость,  основные аспекты проблемы формирования коммуникативной культуры   учителя,     которая в профессиональной сфере выступает  одним из основных  требованиий к  личности педагога.

Рассматривая культуру и образование как взаимообусловленные феномены, мы отмечаем их общность - диалогичность. Диалог выступает средством познания мира, принятием друг друга и соотнесенности себя в этом мире. Диалог является показателем высокоразвитой культуры человека.  Формирование готовности к диалогу и способности вести диалог выступает важной педагогической проблемой и основным способом деятельности педагога. Синтез образования и культуры является средой взращивания коммуникативной культуры педагога.

Анализ работы С.П. Мамонтова позволил нам обнаружить выделенные им семь граней культуры: результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система. В нашем представлении, каждая из этих граней являет диалог и коммуникацию с самим собой и с  окружающим миром. Проводя аналог между творческой деятельностью художника и творческой деятельностью педагога, мы приходим к выводу о том, что эти виды деятельности совпадают именно по своеобразию коммуникаций, совершаемых художником и педагогом в пространстве своей деятельности и других субъектов, которые М. Пришвин поэтично назвал "творческая связь между людьми".Именно в условиях разноплановой коммуникации происходит процесс развития и воспитания личности, ее приобщение к духовным и материальным ценностям общества,   самопознание и самореализация личности, развитие ее внутренней культуры. Нам представляется, что коммуникация и диалог выступают условием существования культуры, средством передачи культуры и способом познания мира и другой личности.

 

 Проблема коммуникации нашла отражение в работах Г.Н. Андреевой, Б.Ф. Ломова, А.А.  Бодалева, А.А. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, С.Н. Батраковой и др., которые коммуникативную деятельность  трактуют как процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Авторы утверждают, что именно овладение педагогами способами взаимодействия с обучающимися обеспечивает гуманистический характер отношений между педагогом и учащимися, формирует личностный потенциал ребенка. В работах                        Б.Ф. Ломова, Л.М. Буевой, И.Н. Горелова, А.В. Мудрика утверждается мнение о том, что формирование базовых основ педагогической коммуникации дает возможность педагогу быть успешным в собственной деятельности, осознатьличность ребенка во всех ее проявлениях. Это обусловлено, по мнению авторов,  тем, что педагог, вступая в коммуникацию с обучающимся, устанавливаетличные контакты с ним, осознавая его проявления, может стать на позициюсобеседника  и  понять  характер     его   поведения.   Как  отмечаетД.Ю. Осягин, коммуникация позволяет не только понять модель внутреннегомира собеседника, но и перестроить ее, опосредованно влиять на поведение.

С точки зрения Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной коммуникация  –  процесс передачи кодированной информации от субъекта к объекту, носит деятельный, диалогический характер. М.С. Каган трактует коммуникацию как информационную связь субъекта с тем или иным объектом. С точки зрения К. Чери, коммуникация – процесс участия, соучастия и принятия другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо. Для нашего исследования это очень важное положение, так как учитель должен быть готов к объединению учащихся в единую деятельность для достижения целей.

Нам    представляется,    что    освоение    способами    коммуникации   является  показателем   педагогического   мастерства   и  творчества   учителя.  

Учитель,     овладевший     коммуникациями,     решает многообразные    задачи:    открывает    творческие    способности,  формирует активную позицию учащегося и,  по  справедливому замечаниюЕ.Н. Шиянова   и                 И.Б. Котовой,   духовное   богатство   личности   зависит   отмногообразия межличностных взаимоотношений и от уровня коммуникативнойкультуры   обучающихся.  

Проблема формирования коммуникативных умений нашла более широкую разработку в   работах таких ученых, как И.А.Зязюн (методика развития коммуникативных умений –моделирование, микропреподавание, упражнения для самоподготовки); В.А. Кан-Калик (развитие коммуникативно исполнительской техники); А.А. Леонтьев (формирование коммуникативных умений в процессе педагогического общения), А.В. Мудрик (формирование коммуникативной культуры педагога и студента) и др. Формированию коммуникативных умений у школьников были посвящены исследования             О.В. Бескровной, Т.А. Ладыженской, Н.А. Лошкаревой, А.В. Мудрика и др. Следует отметить, что ученых интересовал в большей степени феномен коммуникативных умений, чем коммуникативной культуры. И в их представлениях коммуникативное умение  –  это способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними  (Е.Г.Кашина),  умение устанавливать определенные практически однозначные взаимоотношения с людьми (Л.И.Уманский), умение устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии               с развитием учащихся и требованиям к ним (Н.В. Кузьмина),    способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии  с задачами общения (Р.Л. Мунирова). Мы видим различную трактовку данного понятия.  

Анализ педагогических исследований по проблемам подготовки специалистов   обнаруживает, что коммуникативная культура рассматривается авторами как составная часть педагогической культуры учителя, как ведущее требование современного образования (Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова,            Е.Н. Воробьева, Л.В. Занина, В.А. Кан-Калик, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин, В.Т. Фоменко, И.Д. Чечель, Е.Н. Шиянов и др.).

Отмечая достижения науки в области изучения коммуникативной культуры, можно выделить основные вопросы, нашедшие освещение в философских, психологических и педагогических работах:

-"коммуникативная трансляция" как средство, обеспечивающее переход от парадигмы трансляции знаний к парадигме выращивания способностей        (А.А. Алексеев, Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Э.Н. Гусинский,           М.С. Каган, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.);

-коммуникация как диалогический процесс передачи кодированной информации от субъекта к субъекту (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев,                     М.И. Лисина и др.);

-коммуникация как культурно специфическое явление, протекающее в общении людей, воспитанных в условиях одной социокультурной среды, представляющее собой факт культуры (Ж. Годфруа, М.С. Каган, В.И. Курбатов и др.).

В связи с тем, что нас интересует понятие коммуникативная культура, представляем ее как составную педагогической культуры,        характеризующуюся        личностной        и  профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формирующуюся во всех видах деятельности и общении. В нашем исследовании коммуникативная культура представлена как:

-способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности учащихся в достижении единой цели деятельности;

-потребность в другом, к расширению границ коммуникаций,                       к сопоставлению точек зрения, стать на позицию своих  учащихся;

-готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в  новой ситуации.

Таким образом, анализ исследований позволил нам обнаружить,                    что коммуникативная культура выступает важным условием в формировании образа человека культуры и нравственности,  требованием к  личности педагога и показателем уровня организации им педагогической деятельности, характеризует содержательные смыслы личности, способы и средства, обеспечивающие понимание и взаимодействие педагога и ребенка.      

 

Литература:

1.Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы.  – М.: Наука, 1987. – С. 13-52.

2.Библер В.С. Две культуры. Диалог культур (Опыт определения)// Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С 31-42.

3.Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика. – 1990. – № 5. – С. 71-81.

4.Введение в педагогическую культуру. / Под ред. Е.В. Бондаревской. –  Ростов-на-Дону.: РГПУ, 1995. –  172 с.

5.Котова И.Б.,   Шиянов Е.Н.    Педагог: профессия, личность.  –               Ростов-на-Дону.: РГПУ,  1997. – 144 с.

6.Леонтьев А.А.  Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. –  48 с.

7.Осягин Д.Ю. Пути формирования педагогической и комуникативной компетентности и педагогической рефлексии. Автореф. дис. … кан. пед. наук. – Новсибирск, 1997. – 18 с.

 

Версия для слабовидящих:

GISMETEO: Погода по г.Шахты

2024
Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031