shakhty-school11.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

В современном мировом образовательном пространстве, пространстве страны наблюдаются противоречивые изменения, определяются целевые ориентации в контексте Глобального образования.  Содержание Глобального образования, по мнению американских исследователей, состоит из следующих основных направлений: изучение систем (экономических, политических, экологических, технологических); изучение гуманитарных ценностей (общих и различных); изучение универсальных проблем (война и мир, права человека, окружающая среда); изучение глобальной истории (развитие глобальной системы, гуманитарных ценностей). Личность учителя в Глобальном образовании  рассматривается как личность носителя культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта.

Сложившаяся мировая система образования призвана формировать у человека умение активно участвовать в происходящих процессах в условиях быстро меняющихся обстоятельств, руководствуясь в любой сфере деятельности ценностными ориентирами.Напрямую связаны с  динамикой ценностных установок,   необходимостью поиска новых путей и способов их формирования и изменения в современной России - переход к ценностной парадигме становится одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации.

Сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в подсознании людей пренебрежение к личности, отторжение её от нравственных ценностей, духовного развития.

Теория и практика духовно-нравственного воспитания прошли длительный путь развития. Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах H.A. Бердяева, Л.H. Толстого, B.C. Соловьева и др. Отдельные концептуальные основы духовно-нравственного воспитания разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов                      (К. Роджерс, Ж. Пиаже, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн. Л.И. Божович,                  А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, A.C. Макаренко,              Л.С. Выготский, В. Франкл и др.). Аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской,                     Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, В.А. Караковского, E.H. Щурковой и др.  

Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности.Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. 

«Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни», - отмечал И.Г. Песталоцци.

По определению академика РАО Г.В. Мухаметзяновой, «духовность - это системная целостность, включающая: готовность личности к самоанализу поступков и переживаний; стремление к идеалам, постановке и достижению жизненных целей на основе добра, истины, красоты, любви, гармонии с окружающим миром. Цель духовного развития личности состоит в определении смысла ее бытия и формулировании соот­ветствующих смыслу целей. Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения».

В Послании Президента Д.М. Медведева Федеральному Собранию РФ отмечено, что в современных условиях мы просто обязаны консолидироваться вокруг наших национальных приоритетов: справедливости, свободы, жизни человека, его благосостояния и достоинства, семейных традиций, любви и верности, заботы о младших и старших, патриотизма, самостоятельности и независимости государства, межнационального мира. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры.   

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников  определяется  национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Ключевая задача современной государственной политики - обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина.

Ценности являются важнейшими институтами общества, определяющими многие номы и правила его существования и развития. В наиболее последовательном виде ценности должны формироваться в  общеобразовательном учреждении - единственном социальном институте, где происходит становление каждого человека, где создается общество без идеологии, на основе общечеловеческих, российских ценностей.  Эффективное формирование продуктивных ценностей возможно в среде, где ценностные установки неуклонно соблюдаются и демонстрируются. Осознание этого позволило педагогическому коллективу МБОУ лицей №11 г.Шахты сформировать ценностно-ориентированное образовательно-воспитательное пространство, представляющее собой пространство культуры, основанной на традициях и новаторстве. Ценностные ориентации стали своеобразным инструментом построения жизненного плана личности обучающегося.Ценностно-ориентационная среда представляет собой процесс формирования ценностного отношения к ценностям, формирование отношений, ценностных для жизни, формирование качеств свободной личности, усвоения духовно-нравственных норм жизни через различные формы учебно-воспитательной деятельности.

Опыт работы лицея показывает необходимость создания лицейского этноса, форм поведения, нравственной атмосферы, достойного качества жизни для того, чтобы обучающийся мог быть ключевой фигурой и образцовым гражданином лицея и общества в целом.

 

 

Версия для слабовидящих:

GISMETEO: Погода по г.Шахты

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930