Семейное чтение
В вашей семье растет ребенок. Вы озабочены: как вырастить его хорошим, уважаемым человеком, как сделать, чтобы на радость вам и другим он стал добрым, внимательным, умным?
Наши отечественные педагоги К. Ушинский, Л.Толстой, В Сухомлинский, думая над этими вопросами, разработали теорию стимулов, главным из которых они считали образное слово.
Сказки, рассказы, притчи они использовали как «стимульные» тексты для так называемых воспитательных диалогов – для разговора с детьми о добре и зле, верности и предательстве, любви и ненависти и многом другом. На материале литературных образов они вырабатывали в ребенке моральное сознание, желание следовать примерам правды, чести, красоты и отвергать несправедливость, жестокость, нетерпимость. Обсуждая с детьми то или иное произведение, они давали им ориентир в системе нравственных ценностей, открывали сердце навстречу добру.
Мы приглашаем вас последовать примеру наших великих учителей и, уютно устроившись на диване, прочитать ребёнку литературное произведение небольшого объёма и поговорить с ним о его героях, соотнести их поведение с самим ребенком и окружающей его реальной жизнью. Пусть ваш сын или дочь выскажет свое мнение о произведении и выслушает ваше. Моральное сознание должно формироваться в ребенке не путем готовых истин: делай хорошо и не делай плохо, а через сопереживание с героями, чтобы детская душа, как говорил Александр Грин, «затомилась духовным желанием быть хорошим и радовать других. Мы предлагаем для обсуждения с младшими школьниками сказку Ш. Перро «Золушка». Всем известна эта «непонятно-чудесная и обыкновенно простая», как сказал о ней И.Тургенев, сказка французского писателя. И на первый взгляд кажется, что и обсуждать тут нечего. Как говорят о героине дети: «Она красивая, трудолюбивая и добрая», «Ей повезло: её принц полюбил». Но ведь сказочных женских персонажей много. Чем именно Золушка пленила детские сердца и сердце принца? Нет ли в ней чего-то такого, что не лежит на поверхности и требует проникновения в глубину её характера и поведения? Итак, какая же золушка?
-
Какие качества Золушки привели в изумление короля и очаровали принца?
-
Что выделило ее среди других гостей бала? Только ли красота?
-
Король назвал Золушку « таинственно-скромной». Согласны ли вы с этим мнением? Подтвердите его примерами.
-
Как можно назвать то качество характера Золушки, когда на все обиды, причиненные ей мачехой и сестрами, она отвечает добром и способна даже в горький час порадоваться их счастью?
-
Какие из чувств, испытываемые Золушкой, вам самим наиболее знакомы?
-
Как вы объясните, что планам «деловой» мачехи и её дочерей не суждено было сбыться, а счастья удостоена была смиренная Золушка? Можете привести примеры из жизни?
-
Почему Фея помогала Золушке, а не ее сестрам? Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития ребенка.
-
Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
-
Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
-
Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
-
Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
-
Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
-
Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
-
Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребёнком.
-
Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
-
Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.